Образы кино – Осколки реальности.

Даты проведения: 
с 19 октября 2018 по 3 марта 2019
Адрес: 
Петропавловская крепость
Невская куртина
Санкт-Петербург
Россия

В Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «Петроград. Образы кино – Осколки реальности. Киноплакат 1914-1919 годов». Экспозиция представляет более 50 уникальных плакатов из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, значительная часть которых не представлена в аналогичных музейных собраниях и ранее не публиковалась.
Галерея оригинальных киноплакатов дополнена шрифтовыми афишами, документами, выдержками из воспоминаний современников, а также фрагментами сохранившихся кинофильмов и кинохроник начала ХХ века.
Выставка раскрывает образы киномифа на фоне панорамы жизни Петрограда времен Первой мировой войны и революционных событий. Документальные материалы воссоздают черты городской кинокультуры 1914-1919-х годов: как выглядели фасады и интерьеры петроградских кинотеатров, каков был их репертуар, техника, используемая при съемках и демонстрации немых лент, и, наконец, облик столичной кинопублики тех времен.
Годы Первой мировой войны стали расцветом отечественного немого кино. К 1916 году в России действовало около четырех тысяч кинотеатров, которые ежедневно посещало в среднем два миллиона человек. Репертуар постоянно обновлялся. Фильмам требовалась графическая реклама. Такми образом вместе с кинопрокатом развивалось и искусство киноплаката. Он быстро стал лицом городских улиц, элементом культуры повседневности. Со второй половины 1910-х годов киноплакат начинает обретать собственный визуальный язык, превращаясь в самобытное эстетическое явление, отражающее вкус времени и актуальные течения в искусстве.
Первые попытки отразить киноповествование на печатном листе привели к появлению монтажного фотоплаката. Сначала афиша содержала целый ряд снимков-кинокадров с большим количеством деталей и текстовыми пояснениями, лишая рекламу броскости и наглядности. Но очень скоро композиционную основу плаката стал составлять лишь один выразительный кинокадр. Художники стали осваивать пластические средства собственно плакатного языка: броские цветовые пятна, жесткий контур, освобождение образа от излишних деталей.
Стилистика плаката, бесспорно, имела связь с жанром и содержанием фильма. Но многое зависело от кинофирмы и художника-плакатиста. Крупные кинопромышленники, как, например, акционерное общество «А. Ханжонков и Ко», могли позволить себе сотрудничать с профессиональными художниками и даже содержать собственную типографию. Однако для провинциальных отделений кинокомпаний часто писали плакаты дилетанты-самоучки, поэтому в массе киноафиша оставалась посредственного качества.
В экспозиции представлены плакаты кинолент «Негодяй» (1917), «Слякоть бульварная» (1918), «Эпизод любви» (1918), «Разбитая скрипка» (1918) производства «А. Ханжонков и Ко», а также плакаты иностранных кинолент, прокатом которых занималось это акционерное общество: «Королевская тигрица» (сер. – вт. пол. 1910-х, Италия) и «Кабирия» (1916, Италия).
На выставке можно увидеть киноплакаты и к другим фильмам иностранного производства, пользовавшимся популярностью в России: «Кровавый брак» (сер. – вт. пол. 1910-х, Франция),. «Хочешь мира, готовься к войне» к фильму «The Battle Cry of Peace» (1915, США), два плаката к социально-политической драме «Гибель нации» (1916, США), появившейся в российском прокате в 1917 году. В разгар революционных событий и кризиса Временного правительства, расклеенные по Петрограду плакаты с заголовком «Гибель нации» весьма злили городскую администрацию.
Также представлен плакат неизвестного литографа к итальянской картине «Камо грядеши» («Quo Vadis?», 1912). Эта масштабная кинопостановка по мотивам одноименного романа Г. Сенкевича с огромным успехом шла в российском прокате. Первый показ состоялся в 1913 году и в последующие годы возобновлялся. Вновь выйдя на экраны в 1917 году, фильм стал лидером кинопроката, опередив по количеству показов даже хронику событий Февральской революции.
Со вступления России в Первую мировую войну появился особый жанр патриотического фильма с фрагментами кинохроники. Основным производителем таких кинолент стал военно-кинематографический отдел проправительственного Скобелевского комитета – благотворительной организации, созданной в Санкт-Петербурге в 1904 году. В собрании ГМИ СПб представлены плакаты к кинолентам «И смерти стон, и звон гитары» (1915), «Умер бедняга в больнице военной» (1916), к военной хронике «Падение Трапезунда и вступление в него наших доблестных войск» (1916) и др. Иконография и содержание подобных киноплакатов были близки духу социального, благотворительного плаката и лубка военного времени.
На выставке можно увидеть и плакаты к социально-политическим драмам революционного периода – «Государственный шпионаж» (1917), «Страстей бушующее море (Мир на развалинах)» (1917), «Свобода. Товарищи-демократы. Иван и дядя Сэм» (1917) и др.
Отмена цензуры в феврале 1917 года привела к всплеску кинопродукции провокационного содержания, главным мотивом которой стала «распутиниада». Уже в марте акционерное общество «Г. И. Либкин» выпустило фильм «Темные силы. Григорий Распутин и его сподвижники» (1917). Вскоре за картиной последовало продолжение «Темные силы. Григорий Распутин. Царские холопы» (1917), плакат к которому можно увидеть на выставке.
Важно отметить, что эпоха немого кино 1910-х была пронизана «декадентскими» мотивами. Мистика, эротика, эстетика ужасного – темы, популярные в то время в литературе, театре, изящных искусствах, – еще с конца XIX века оформились в особый жанр «красоты жестокости» (genre feroce). Заимствование их в кинематографе, а затем и в киноплакате, происходило с явным упрощением. Благодаря многократному тиражированию, популярные образы циркулировали в массовой визуальной культуре. Этот феномен проиллюстрирован афишами к картинам со звучными названиями «В золотой паутине Петрограда» (1916-1917?), «В тисках кровавых преступлений» (сер. — вт. пол. 1910-х), «Кобра Капелла. Женщина–змея» (1917), «Столичный яд» (1917).
Изображение нечисти, хтонических существ и дьявола – популярная группа образов в контексте вышеупомянутого жанра. В экспозиции можно увидеть афиши к фильмам «Сатана тут правит бал» (1917), «Жрица греха и смерти» (1918), «Смерти обреченные» (1918).
На выставке широко представлены плакаты акционерного общества «Г. И. Либкин» (до 1916 года – кинематографическая фабрика «Г. И. Либкен»), известного многочисленным выпуском так называемых киноромансов, поставленных по мотивам русских народных песен и сюжетов: «Ах, вы, цепи мои, цепи» (1917-1918), «Ванька Ключник (Быль про молодую княгиню и Ивана Ключника)» (1916), «Дядя Влас» (1917-1918), «А господский дом загорается» (1917-1918). Кинокартины так называемой «народной бытовой серии» были очень популярны у отечественного зрителя. Плакаты к некоторым из них выполнены для «Г. И. Либкин» талантливым ярославским художником А. И. Малыгиным в неорусском стиле.
Профессиональным подходом и поразительной продуктивностью выделялся художник и литограф Михаил Сергеевич Кальмансон — основатель и владелец первой в России специализированной мастерской киноплаката. На выставке представлены многие его работы, в том числе «Царь Иван Васильевич Грозный (Дочь Пскова)» (1915) и «Стенька Разин» (1916).
В конце путешествия по эпохе немого кино посетители выставки смогут окунуться в атмосферу петроградского кинотеатра 1910-х годов и посмотреть выдающуюся итальянскую киноленту с элементами анимации «La guerra e il sogno di Momi»/ «Война и мечта Моми» (1917). Сюжет фильма основан на детском сне, в котором игрушечные солдатики оживают и отправляются на войну.
К этому фильму на выставке представлен плакат-хромолитография «Вот что снится нашим детям в дни кровавые войны» авторства знаменитого художника-графика И.С. Ефимова – уникальный экземпляр, одна из лучших вещей в коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
В рамках выставки будет организована дополнительная программа: показы и обсуждение немого кино, мастер-классы, лекции по истории кинематографа и обзорные экскурсии.

Материалы из архива: