Константин Богаевский.

Константин Богаевский.
Константин Богаевский.
Константин Богаевский.
Константин Богаевский.
Выставка к 150-летию мастера.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 9 февраля, 2023 (Весь день) по понедельник, 22 мая, 2023 (Весь день)
Адрес: 
Невский пр., 17
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Строгановском дворце откроется первая монографическая выставка работ Константина Федоровича Богаевского в Русском музее к 150-летию мастера. На экспозиции представлено около 40 картин, акварелей, рисунков и литографий выдающегося представителя отечественного неоклассицизма из собраний Русского музея и KGallery. Большинство из них мало известно зрителям и экспонируется впервые. Многие произведения Богаевского погибли в ходе революций и войн или оказались за рубежом, тем значимее выставка его работ, охватывающая все периоды творчества мастера.
Константин Богаевский (1872–1943) — один из крупнейших деятелей Серебряного века русской культуры. Мастер, живший в Феодосии, известен рядом крымских пейзажей, изображений архитектурных памятников и вымышленных видов полуострова. Некоторое время художник учился у Ивана Айвазовского. В 1891-м поступил в Императорскую академию художеств, где его педагогами были Иван Шишкин и Архип Куинджи, благодаря которому Богаевский побывал в Европе. Художник был близким другом знаменитого поэта Максимилиана Волошина, разделявшего любовь к Крыму.
Выставка представляет работы Константина Богаевского разных периодов – от мрачных крымских пейзажей в начале его творчества до работ индустриального жанра и изображений среднерусской природы на закате жизни мастера.
В 1903-м Богаевский стал одним из учредителей Нового общества художников, в среде которого формировались принципы неоклассицизма, повлиявшего на русскую культуру конца 1900-х – начала 20-х. В этой стилистике он создал свои лучшие работы середины 1900-х – начала 10-х («Берег моря у Коктебеля» (ГРМ), «Утро. Розовый гобелен» (ГРМ)).
Выставка в полной мере отражает любовь художника к родному полуострову. Античному Крыму, словно увиденному сквозь призму пышных полотен и гобеленов XVII века, посвящены работы «Классический пейзаж» (1910, ГРМ), «Корабли. Вечернее солнце» (1912, ГРМ) и одно из самых совершенных его произведений – монументальная акварель «Киммерийские сумерки» (1911, ГРМ).
Помимо живописных работ мастера в экспозицию вошел ряд литографий 1922 г. (ГРМ) из альбома «Автолитографии». Работы посвящены необычной теме - ранним векам планеты, когда в ходе исторических событий и природных катаклизмов формировался ее облик («Ночь» и «Атлантида»). Богаевский активно развивал исторический жанр в отечественном искусстве. Так, в духе композиций XVII века выполнены литографии «Вечернее солнце», «Пейзаж с озером» и др.
Во второй половине 1920-х – 30-х наметились изменения в творчестве художника – его пейзажи стали более солнечными и яркими: «Южная страна», «Солнечный̆ берег» и др. Тогда же в творчестве Богаевского исторический пейзаж соединился с индустриальным жанром. Художник посещал крупные стройки пятилеток и запечатлевал их с должным масштабом и монументальностью («Нефтепромыслы», 1931, ГРМ).
Самые поздние работы, которые посетители смогут увидеть в Строгановском дворце, были созданы в конце 1930-х. «Киммерийский пейзаж» (1940, KGallery) вновь изображает природу Крымского полуострова, а работа «Окрестности Тарусы» (1940, KGallery) является примером редких в творчестве Богаевского видов среднерусской природы.
Художник погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией.

Материалы из архива: