Образы Востока в советском и современном фарфоре.

Образы Востока в советском и современном фарфоре.
Образы Востока в советском и современном фарфоре.
Образы Востока в советском и современном фарфоре.
Образы Востока в советском и современном фарфоре.
Образы Востока в советском и современном фарфоре.
Образы Востока в советском и современном фарфоре.
Из цикла Поднесение к Рождеству.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 26 декабря, 2024 (Весь день) по воскресенье, 30 марта, 2025 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Арапском зале Зимнего дворца работает выставка «Образы Востока в советском и современном фарфоре» из цикла «Поднесение к Рождеству». Экспозиция организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод» и Государственного Русского музея.
«Восточная тема в петербургском фарфоре блестяще соединила три тенденции – общеевропейский «ориентализм», утонченный экзотизм ″Мира искусства″ и ″положительную деколонизацию″ советской эпохи. Получилось нечто уникальное», – отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Само искусство фарфора генетически связано с Востоком: этот вид керамики появился в Китае на рубеже VII и VIII веков. В процессе поиска собственного художественного языка и его последующего обновления европейский и русский фарфор вдохновлялся искусством восточных стран, используя его мотивы и техники декорирования.
Экспозиция включает около 120 произведений, объединённых темой Востока, одной из знаковых для фарфора XX века. Дополняют выставку работы современных художников-фарфористов и редкие издания из библиотеки Государственного Эрмитажа.
В ранний период развития советского фарфорового искусства обращение к образам Востока стало закономерным продолжением художественных традиций «Мира искусства» и эстетики Русских сезонов, способствовавших распространению моды на восточную экзотику в Европе и России.
Культура Востока получила яркое воплощение в советском фарфоре 1920–1980-х годов в росписи сервизов, блюд, ваз, пластике. Художники и скульпторы Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова обращались к темам сельского труда и ремёсел, культуры и быта восточных народов. Литературному наследию Востока были посвящены изделия, изготовленные к юбилеям Абу-л-Касима Фирдоуси, Шота Руставели, Алишера Навои, эпоса «Давид Сасунский» и других. Большинство мастеров фарфора, произведения которых представлены на выставке, были непосредственно знакомы с повседневной жизнью, культурой и искусством Востока: многие из них бывали в Крыму, на Кавказе, в Центральной Азии и зарубежных странах (Иране, Египте, Сирии, Палестине). Одни были оттуда родом (Т. О. Давтян, О. М. Мануйлова) или прожили там несколько лет (Р. Р. О′Коннель-Михайловская, А. В. Щекотихина-Потоцкая), другие совершили туристические поездки (А. В. Воробьевский, И. И. Ризнич, Т. Н. Безпалова-Михалёва) или оказались в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (М. Н. Мох, Л. К. Блак, А. М. Ефимова).
Эрмитаж, обладающий богатейшими коллекциями восточного искусства, стал неиссякаемым источником знаний о культурном наследии Востока для многих мастеров. В наши дни Восток продолжает вдохновлять художников-фарфористов на создание репрезентативных авторских композиций.

На рубеже XIX–XX столетий Западную Европу и Россию охватил «восточный Ренессанс». Восток стал источником вдохновения, научного исследования, а также отправной точкой для поисков духовных смыслов и рефлексии о собственной идентичности поэтов, художников, учёных, философов. Совершались многочисленные путешествия на Восток, в Центральной Азии велись археологические раскопки. Активно развивалось академическое востоковедение, формировались новые исторические и философские концепции. Искусство Востока, его насыщенные солнцем пейзажи, древние памятники и обычаи повседневной жизни привлекали многих художников.
Воображаемый Восток, трактуемый как царство праздных удовольствий и бурных страстей, возникает в произведениях, посвященных одной из самых романтических поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». К 100-летию поэмы, в 1922–1923 годах, Наталья Данько (1892–1942) создала фарфоровый триптих, включающий в себя фигуры Гирея, Марии и Заремы. В 1936 году Михаил Мох (1911–1978) расписал одноимённый сервиз.
Традиции «Мира искусства» получили продолжение в созданных под впечатлением от встречи с культурой Ирана работах Рене О’Коннель-Михайловской (1890–1981), которая провела в Персии более двух лет. Опыт знакомства с искусством и культурой Ирана непосредственно читается в её росписях чашки с блюдцем «Курильщица» (1923) и сервиза «Персидские мотивы» (1923) и других произведениях. Образы персидской жизни продолжали появляться в фарфоре в начале 1930-х годов. По моделям Тиграна Давтяна (1905–1938), родившегося на территории Ирана, исполнены «Перс, читающий книгу», «Перс с трубкой», «Перс с блюдечком», «Перс в чалме» и другие скульптуры.
Поездки на Восток имели особое значение для творческого становления русских художников. В 1923–1925 годах Александра Щекотихина-Потоцкая (1892–1967) вместе с супругом Иваном Билибиным совершила путешествие по Египту, Сирии и Палестине. Художницей был создан ряд вещей с зарисовками из жизни современного Востока. В их числе тарелка с изображением арабов и чашка с крышкой «Арабка». Особый интерес представляет роспись тарелки с оранжевым полумесяцем (1923), которую можно прочесть: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного».
Орнамент – «бесконечный по своей природе», способный выражать отвлечённые идеи и смыслы – всегда играл ведущую роль в искусстве мусульманского Востока. Каллиграфический, растительный и геометрический, он присутствует в архитектуре, керамике, художественном металле, ювелирных изделиях, тканях, коврах, вышивке, оформлении книг. Вариации на тему восточных орнаментов в фарфоре невероятно разнообразны.
В работах конца 1920-х – начала 1930-х годов художники отдают предпочтение строгим геометрическим узорам, которые используются для акцентирования ориентальной тематики росписи и её связи с культурными традициями народов Востока. Со второй половины 1930-х годов в искусстве фарфора усиливается стремление к декоративности. Вариации орнаментов становятся более сложными и насыщаются разнообразными элементами. Орнамент становится самостоятельной композицией росписи.
Характерный пример этой тенденции – роспись сервиза «Арабески» (1936) Алексея Воробьевского (1906–1992). В дальнейшем он будет неоднократно обращаться к мотивам восточных орнаментов, интегрируя их в свои произведения или делая темой отдельных работ. Традиционный для искусства Востока узор бута (индийский огурец) украшает предметы сервиза Юлии Жуковой «Турецкие ночи» (1988). Насыщенное кобальтовое крытьё великолепно передаёт глубокую и загадочную темноту тёплых южных ночей.
Образы, отражающие культуру и быт народов Кавказа и Центральной Азии, социалистическое строительство на Советском Востоке стали появляться в росписях художников-фарфористов. В начале 1930-х годов их привлекали темы ремёсел (сервиз «Бахчисарайские кустари» И. И. Ризнича) и сельского труда (ваза «Крымский аул» М. Н. Моха), а также отдыха, ставшего доступным для граждан нового государства (ваза «Крестьянский санаторий» М. Н. Моха). Программными произведениями можно назвать роспись сервиза «Восток СССР» (1936), исполненную Любовью Блак (1908–1983), и письменный прибор Натальи Данько (1892–1942) «Обсуждение проекта Сталинской конституции в Узбекистане».
Народный эпос, литературные образы и культурное наследие Востока стали предметом интереса многих художников-фарфористов, среди которых Римма Николаева (скульптурная группа «Рустем», изображающая мифического богатыря из поэмы «Шахнаме»), Глеб Садиков (стилизованный скульптурный портрет Алишера Навои), Наталья Данько (чернильница к юбилею Шота Руставели с изображением поэта), Анна Ефимова (сервиз «Витязь в барсовой шкуре»), Михаил Мох (предназначавшийся в дар И. А. Орбели кофейник «Витязь в тигровой шкуре» с изображением наиболее знаковых эпизодов поэмы Руставели).
Образы народного эпоса «Давид Сасунский» воплотил в фарфоре Михаил Мох (1911–1978), вдохновлявшийся памятниками армянского Средневековья. К юбилею великого узбекского поэта Алишера Навои, отмечавшегося в Эрмитаже в начале блокады (1941), Михаил Мох расписал коробочку и бокал. Художник «на саночках приволок муфельную печь для их обжига» и «промёрзшими пальцами расписывал фарфор». В 1940-е годы им был исполнен ряд уникальных вещей в дар И. А. Орбели, Б. Б. Пиотровскому, Р. М. Джанполадян-Пиотровской, К. В. Тревер.
В XXI веке Восток также привлекает внимание художников-фарфористов, создающих репрезентативные авторские композиции. На выставке представлены произведения современных художников и скульпторов АО «Императорский фарфоровый завод» – Татьяны Афанасьевой, Анатолия Данилова, Сергея Русакова, Сергея Соколова, Нины Троицкой, Анны Трофимовой, Любови Цветковой, Виолетты Шаль.

Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа под руководством заведующей отделом Анны Владимировны Ивановой.
К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Образы Востока в советском и современном фарфоре» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024).
Автор концепции и составитель каталога – Ида Александровна Шик, кандидат искусствоведения.

Материалы из архива: