Сокровища Красной реки.

Археологические коллекции из музеев Вьетнама.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 18 мая, 2019 (Весь день) по воскресенье, 22 сентября, 2019 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Зимнем дворце в залах истории древней письменности представлена выставка «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама», приуроченная ко дню рождения Хо Ши Мина и дням названного в честь него города.
На выставке показаны древние культовые и бытовые предметы из Национального исторического музея Вьетнама и музея Хайфонга. Посетители смогут познакомиться с древним периодом истории одного из регионов полуострова Индокитай, с искусством, традициями и бытом людей, которые жили на территории современного Вьетнама на заре государственности во второй половине I тысячелетия до н. э. – начале I тысячелетия н. э.

В эпоху древности, примерно во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории современного Вьетнама сформировались три культуры, в основе которых лежали местные традиции: Донгшон в северной части страны, Шахюинь в центральной и Донгнаи на юге. На основе этих культур возникли первые государственные образования в истории Вьетнама.

Особого внимания заслуживает донгшонская культура, существовавшая в VI веке до н. э. – I/II веках н. э. в долинах Красной реки, рек Ма и Ка. С точки зрения некоторых исследователей, именно здесь, начиная с 3-го тысячелетия до н. э., формируется ядро будущей вьетнамской цивилизации. Предметы донгшонской культуры производились из самых разных материалов: камня, бронзы, железа, глины, стекла, дерева, кости и других. Наиболее многочисленны характерные для этой культуры высокохудожественные изделия из бронзы, изготовлявшиеся в технике литья: орудия труда, бытовые предметы, оружие, украшения, музыкальные инструменты. Всемирно известны донгшонские бронзовые барабаны с изображениями обрядовых сцен и процессий, фигурами людей и животных, геометрическими орнаментами. Барабаны использовали в качестве музыкальных инструментов, в ритуальных обрядах, для подачи сигналов. Донгшонские барабаны были и символами власти. На их поверхности часто изображали сюжеты из повседневной жизни или сцены ритуалов, связанные с культом предков. В центре верхнего диска находилась звезда с расходящимися лучами. Орнамент в виде изображений птиц, животных, воинов в необычных головных уборах, геометрических узоров всегда наносился по кругу. Иногда на горизонтальной поверхности расположены фигурки лягушек, вызывающих дождь. На боковой поверхности встречаются изображения воинов в лодках, на которых могли перевозиться сами барабаны. К концу существования культуры Донгшон искусство оформления барабанов становится более схематичным, а затем постепенно исчезает. На выставке представлен барабан «Золотая звезда» (высота 85 см, диаметр 124 см) – самый крупный из найденных к настоящему времени на территории Вьетнама.

На основе донгшонской культуры на территории нынешнего Северного Вьетнама появляется государство Ванланг – предположительно самое раннее государственное образование. После его падения в 257 году до н. э. на этом месте возникло государство Аулак. Его столицей стала крепость Колоа, находившаяся в 15 км от современного Ханоя.

Одновременно с донгшонской культурой в центральной части Вьетнама вдоль побережья Южно-Китайского моря существовала культура Шахюинь (VI/V век до н. э. – II/III век н. э.), памятники которой выявлены на территории от современного города Хюэ на севере до долины реки Донгнай на юге. Культура Шахюинь известна, в первую очередь, своими погребальными памятниками. Захоронения совершались в больших керамических урнах высотой до 1,3 метра, куда умерших помещали вместе с оружием, орудиями труда, сделанными преимущественно из железа, украшениями из камней (сердолик, агат, нефрит, горный хрусталь) и стекла. Изделия, как правило, размещали внутри сосуда позади погребенного, а мелкие вещи иногда клали рядом с крышкой. На выставке будет показан один из погребальных сосудов и несколько небольших урн.

С самого начала изучения культуры Шахюинь особенный интерес у исследователей вызывала керамика, которая отличалась от простых сосудов культуры Донгшон. Керамике Шахюинь свойственно разнообразие форм: круглодонные и плоскодонные сосуды, кувшины и миски на ножках. В последнем случае ножка и тулово сосуда изготавливали по отдельности и соединяли перед обжигом. Предполагается, что светильники также делали из двух частей, верхней и нижней. Известно два основных способа нанесения орнамента: гравировка или отпечатки предметов (края ракушек, шнура и даже ногтей). Иногда встречается роспись красного или черного цвета.

Определяющую роль в развитии культуры Шахюинь играло использование железа. Мечи, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, инструменты для обработки земли изготавливали преимущественно методом ковки. Первоначально технология обработки железа была связана с местными традициями. На завершающем этапе развития культуры Шахюинь отчетливо прослеживается китайское влияние, что отразилось в форме наконечников копий и ножей c характерной рукоятью. Изделия из бронзы встречаются в этом регионе довольно редко.

Яркой особенностью материальной культуры считаются украшения: каменные или стеклянные серьги с декоративными заостренными деталями и крючком, а также серьги-подвески с фигурками животных. Были распространены браслеты, кольца, серьги, бусы из стекла, обожженной глины и камней, среди которых особо выделяли агат и нефрит.

В юго-восточной части дельты Меконга на основе поздненеолитических культур сформировалась культура Донгнай, долго сохранявшая архаические традиции. Основными занятиями были земледелие, рыболовство и собирательство, развивались ремесла. В районе Канзо (Хошимин) были обнаружены памятники особой группы населения, занимавшейся торговлей.

В больших ремесленных мастерских производили керамику, изделия из камня (в том числе украшения), металлические орудия труда и оружие, а также украшения из дерева, кости, рога и черепахового панциря. Бронзовые предметы изготавливали в технике литья в двухсоставной форме. Железных изделий найдено немного.

На позднем этапе культуры Донгнай появились захоронения в погребальных урнах, куда помещали железное оружие, миниатюрные керамические сосуды, украшения из нефрита, агата, стекла. Наиболее показательным считается комплекс из серег с протомами животных, обнаруженный в памятнике Зонгкаво (Хошимин).

Культура Донгнай представляет собой местную южную традицию, на основе которой возникла археологическая культура Окео (I–VI вв. н. э.), памятники которой охватывают юго-западную часть дельты. Наряду с традиционными бытовыми предметами, в памятниках этой культуры находят хорошо обожженную гончарную керамику, печати, монеты. Помимо материковой и островной Юго-Восточной Азии огромное влияние на эту культуру оказывали Китай и Индия. Среди находок на территории памятников встречается много индуистской и буддийской деревянной, каменной и бронзовой скульптуры. Например, на территории Окео были найдены каменные статуи Будды высотой до трех метров. Важными находками стали 36 небольших изделий (кольца, печати, инталии) с надписями на санскрите письмом брахми, которые датируются I–V вв. н. э.

Вклад в изучение древней истории Вьетнама внесли ученые разных стран. Начало археологических исследований в Юго-Восточной Азии было положено сотрудниками Французской школы Дальнего Востока. В середине – второй половине XX века, несмотря на сложности политической обстановки, когда вьетнамцы боролись за национальную независимость, раскопки продолжались даже во времена американских бомбардировок.

В 1950-е годы появилось первое поколение вьетнамских исследователей-археологов. Их ученики продолжают скрупулезное изучение древней культуры этой удивительной страны. Значительный вклад в исследование вьетнамских древностей внесли советские и российские специалисты, которые до сих пор продолжают там работать. За прошедшие тридцать лет во Вьетнаме принята серия законов об охране культурного наследия, сохранении археологических памятников, строительстве новых музеев. В настоящее время 79 предметов имеют статус национального сокровища.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами М.Б. Пиотровского и Нгуен Ван Кыонг, директора Национального исторического музея Вьетнама.
Авторы статей каталога и кураторы выставки –Наталья Александровна Сутягина, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа и Евгений Александрович Кий, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Вступление к каталогу выставки Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама.
Барабаны вьетнамской истории.

В ХХ веке Вьетнам так часто звучал в политических и военных новостях, так часто события там определяли судьбу мира, что его прекрасная древняя история не всегда на слуху. Сегодня российский зритель получает уникальную возможность увидеть глубины классического прошлого Вьетнама, его тысячелетний опыт в освоении и покорении природы великих речных просторов, рождении новых производств и высокого искусства.

Мы вместе с двумя главными музеями Вьетнама показываем сегодня знаковые произведения четырех культур второй половины первого тысячелетия до н. э. и некоторых их последователей. Это культуры Донгшон, Шахюинь, Донгнай и Окео, покорившие север, центр и юг Вьетнама. Они свидетельствуют о высоком развитии земледелия, ремесла и искусства. Знаменитые бронзовые барабаны, символы религиозной экзальтации, организованной социальной жизни и выдающегося умения работать с бронзой, поражают воображение и восхищают торжественной красотой геометрических узоров, изображений птиц и людей, свайных построек с покатыми крышами. Их часто украшают фигурки лягушек, символов воды, которая является важнейшим элементом древней цивилизации Вьетнама, речной по своей природе. Мы не слышим их звучания, но можем представить торжественные мелодии, плывущие над водами и джунглями, предрекая дождь или созывая на ритуальные собрания. Прекрасная керамика и загадочные погребения в лодках и в керамических сосудах, пусковые устройства арбалетов и смертельные стрелы, реалистические картинки и мифические персонажи, магические сценки и причудливые фигурки животных. Мы многое можем узнать и с помощью наших вьетнамских коллег представить, глядя на экспонаты этой замечательной выставки.

Наша дружба и научное сотрудничество с Вьетнамом насчитывают многие десятилетия и проверены временем. Но такая выставка создается впервые, и она показывает, что нам еще есть много что рассказать друг другу. Мы рады этой возможности сделать новый и важный шаг в развитии культурного взаимопонимания между нашими странами. Спасибо всем, кто это придумал и осуществил, во Вьетнаме и в России.

М. Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Подобные материалы