Портрет Державина из Иркутска.

Державин
С портретом Державина из собрания Иркутского областного художественного музея, на выставке можно увидеть эскиз портрета Державина Алексея Егорова и гравюру Федора Иордана с портрета Державина кисти Сальватора Тончи.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 20 апреля, 2023 (Весь день) по понедельник, 3 июля, 2023 (Весь день)
Адрес: 
Инженерная ул., 4
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Садовом вестибюле Михайловского дворца откроется выставка «Портрет Г.Р. Державина из Иркутска в Санкт-Петербурге». Экспозиция познакомит зрителей с одним из ярких примеров многолетнего научного исследования произведений искусства в Русском музее, давшим возможность по-новому взглянуть на историю картины и уточнить ее авторство.
Наряду с портретом Державина из собрания Иркутского областного художественного музея, на выставке можно увидеть принадлежащие Русскому музею эскиз портрета Державина Алексея Егорова и гравюру Федора Иордана с портрета Державина кисти Сальватора Тончи. Представленные в экспозиции графические материалы и подробные аннотации позволят получить представление об истории атрибуции иркутского портрета, которая началась в Русском музее еще в 1980-е годы.
Визитной карточкой Иркутского художественного музея является впечатляющих размеров (274 х 179 см) портрет Гавриила Романовича Державина. На этикетке обозначено имя автора Сальватора Тончи (1756-1844), итальянского художника, долгие годы работавшего в России. Бытует легенда, что сибирский купец Михаил Сибиряков (1744-1814) в знак почитания отправил Державину в Петербург соболью шубу и шапку из бобрового меха. Поэт якобы заказал художнику Тончи два одинаковых портрета в этих шубе и шапке, один из которых остался у самого Державина и ныне находится в Третьяковской галерее, а другой был отправлен Сибирякову и потом оказался в Иркутске.
Согласно свидетельствам очевидцев, в первой четверти XIX века иркутский портрет выглядел не так, как теперь: фигуру поэта на картине венчал Гений, впоследствии затертый, а на фоне не было вида Иркутска на берегу Ангары, позднее написанного сосланным в Сибирь польским художником Станиславом Вронским. Более того, никто из сообщавших о портрете в то время не называл его автором Тончи.
Портрет, поступивший в Иркутский художественный музей в очень плохом состоянии, в середине ХХ века был отправлен для реставрации в Москву. Размерами, позой и одеждой изображенного поэта он был очень близок портрету кисти Тончи. Сохранив на полотне вид Иркутска, в остальном реставраторы ориентировались именно на произведение из ГТГ. В Сибирь портрет вернулся уже атрибутированным как авторское повторение картины Тончи, хотя никаких документальных подтверждений существования такой копии не было.
В собрании Русского музея хранится рисунок Алексея Егорова (1776–1851) – эскиз портрета Державина. Поэт изображен в той же позе, что и у Тончи, - сидящим, в шубе и шапке. Над его головой – фигура Гения с трубой, а за пределами рамы имеется надпись «Николай Васильевич Семивский». Изучение этого эскиза и его возможной связи с портретом Державина из Иркутского художественного музея началось в Русском музее еще в 1980-е.
Николай Семивский (1767–1816) служил в Петербурге под началом Державина, позднее был вице-губернатором казенной экспедиции Иркутской губернии. В свое время он даже обращался к Державину в стихах, выражая надежду, что он «воскрылясь Орлом, в священном быв жару / Возмог перелететь с Невы на Ангару…».
Таким образом, Семивский, связанный с Иркутском, знавший и почитавший Державина, мог быть посредником между Егоровым и Сибиряковым при создании портрета, на котором Державин «перелетал» с Невы на Ангару. Видимо, портрет был создан между весной 1807-го, когда Егоров вернулся из Италии, и осенью 1809-го, когда Семивский уволился со службы в Иркутске.
Это предположение, сделанное в Русском музее еще в конце 1980-х, получило подтверждение лишь в 2023-м, когда картина была исследована непосредственно в ГРМ. В его технико-технологической лаборатории под верхним слоем живописи были обнаружены голова Гения и протянутая рука, совпадающие с изображением на эскизе Егорова. Сравнение этого фрагмента с другими произведениями Егорова позволяет говорить об одной манере письма.
Таким образом, портрет Державина из Иркутска обрел имя автора – Алексей Егоров. Именно он исполнил его первоначальный вариант, записанный в 1870-е Вронским, который ориентировался на гравюру Федора Иордана с портрета Державина кисти Тончи.
Выставка станет частью культурной программы XI Петербургского Международного Юридического Форума 11-13 мая и XXVI Петербургского Международного Экономического форума 14-17 июня.

Материалы из архива: