Генри Мур в Эрмитаже.

Даты проведения: 
с 6 мая 2011 по 27 августа 2011
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

На экспозиции, приуроченной к 70-летию начала Великой Отечественной войны, представлено 78 рисунков британского художника и скульптора Генри Мура и 16 рисунков российского архитектора Александра Сергеевича Никольского, выполненных в осажденном Ленинграде.
Графические листы "Рисунки в убежище" знаменитого британского художника Генри Мура (1898-1986) были выполнены во время Блица в Лондоне, продолжительного периода войны, - с начала сентября 1940 по конец мая 1941 года, когда Лондон подвергался массированным бомбардировкам немецкой авиации.
Экспозиция, посвященная особому вкладу Генри Мура в искусство военного времени, раскрывает сквозь призму скульптур и рисунков мастера его социальную и политическую позицию, более значительную, чем это считалось до сих пор.
Генри Мур, испытывая с юности склонность к искусству ваяния, так и не получил настоящего академического образования. Будучи уже взрослым человеком, участником Первой мировой войны, он один год обучался в художественной школе Лидса, а затем - три года в Королевском колледже искусств в Лондоне. Исследователи указывают на различные источники вдохновения Мура: это и пластика Древнего Египта, и скульптура итальянского Проторенессанса, и примитивное искусство народов Африки и Америки.
В 1931 году Мур оставил место учителя в Королевском колледже искусств, чтобы возглавить школу искусств в Челси. Помимо плодотворной творческой и преподавательской деятельности, художник публикует теоретические трактаты, в которых он приводит доводы в пользу работы с природными формами. Идеи метаморфоз человека и природы, фигуры и пейзажа будут прослеживаться в искусстве Мура последующие 50 лет.
Для раннего творчества Мура характерно сочетание двух тенденций: одна из них направлена на изучение и разложение на составные части человеческого тела, вторая - связана с более абстрактными поисками выразительности форм и объемов. В противоборстве этих форм решающую роль могли сыграть графические листы "Рисунки в убежище", выполненные Генри Муром во время Блица в Лондоне, продолжительного периода войны, - с начала сентября 1940 по конец мая 1941 года, когда Лондон подвергался еженощным массированным бомбардировкам немецкой авиации. В начале войны директор Лондонской Национальной галереи, друг и собиратель произведений Мура, Кеннет Кларк предложил скульптору пост "Официального военного художника". Мур создал рисунки на военные темы: разрушенные городские здания, сбитый немецкий самолет, жертвы ночных воздушных налетов под развалинами, а также целый ряд больших законченных рисунков. В исключительных обстоятельствах военного времени в Лондоне, в подземелье, он увидел людей, ничем не выдающихся и всё же открытых любви, привязанности и заботе друг о друге.
Генри Мур как скульптор представлен в залах Зимнего дворца шестью произведениями, свидетельствующими об основных тенденциях в творчестве мастера. Ряд работ связан с поисками выразительности в абстрактных формах и объемах: "Три острия" (1939-1940) и "Голова-Шлем № 1" (1950). В то же время художник проявлял большой интерес к человеку, его телу. Сам Мур говорил: "Человеческая фигура - вот что интересует меня больше всего". Характерным примером его экспериментов с разложением человеческого тела на составные части могут служить "Лежащая фигура" (1938) и "Падающий воин" (1956- 1957). "Семейная группа" (1945), напротив, показывает стремление Мура к синтезу и обобщению. Несмотря на небольшие размеры, она кажется солидной и монументальной. Кроме того, в Большом дворе Зимнего дворца демонстрируются три монументальных произведения Генри Мура.
Экспозицию дополняют рисунки Александра Сергеевича Никольского, одного из выдающихся мастеров советской архитектурной школы довоенного периода, выполненные зимой 1941-1942 годов, и ставшие важным свидетельством художника о Ленинградской блокаде. Осенью 1941 года Александр Сергеевич Никольский и его супруга Вера Николаевна, как и большинство оставшихся в Ленинграде художников, перешли на казарменное положение и поселились в бомбоубежище Эрмитажа.
На рисунках Никольского изображены набережные Невы, архитектурные памятники, районы новостроек Ленинграда, бомбоубежища в Эрмитаже. Среди них встречаются вполне "мирные" рисунки, такие, как "Университетская набережная в ноябре", или "Нева из окон Эрмитажа", где о войне напоминают проходящие по набережной строем войска и стоящий у Эрмитажа корабль "Полярная звезда". "Пожар Бадаевских складов" - перспектива Черниговской улицы с трехэтажными жилыми домами, над которыми поднимается огромное облако черного дыма. Бомбоубежища Эрмитажа - освещенные висячими лампочками сводчатые подвальные помещения со столом в центре и сидящими около него людьми, либо заставленные нарами вдоль стен, с системой труб, проходящей под сводами - выполнены скупыми средствами, обобщенно, с большой эмоциональной силой. Военные рисунки Никольского, воссоздают атмосферу осажденного города.
Кураторы выставки - С.О. Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения, А.К.Митин, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Анита Фельдман, главный хранитель Фонда Генри Мура.

Материалы из архива: