Концерт «Я пришел к Рождеству с пустым карманом».
21 ноября 2020 года на большой сцене театра «Мюзик-Холл» состоится концерт «Я пришел к Рождеству с пустым карманом», приуроченный к 80-летию со дня рождения известного поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского. В сопровождении симфонического оркестра «Северная Симфония» под управлением художественного руководителя театра Фабио Мастранджело актер театра и кино Владимир Кошевой прочитает цикл рождественских стихов Бродского, в котором как нигде раскрывается магия личности Иосифа Бродского, его осмысление темы Рождества. В концерте также примут участие солистки театра «Мюзик-Холл» Анна Викулина, Елизавета Михайлова, Анастасия Некрасова и хор театра. Режиссёр – Виктор Высоцкий. Видеоконтент – Вадим Дуленко. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Оригинальность проекта состоит в созвучии цикла рождественских стихов Бродского, музыкальных пристрастий поэта и музыки, питающей его поэзию, а также видеоконтента, отражающего напряженную интеллектуальную среду Ленинграда 60-70-х годов и внутренний мир поэта.
Прозвучат стихотворения «Бегство в Египет», «Неважно, что было вокруг», «Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере», «Рождественская звезда», «Второе Рождество на берегу», «Волхвы забудут адрес твой», «В воздухе - сильный мороз и хвоя», «Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве», «Речь о пролитом молоке», «Бегство в Египет», «Лагуна», «Сретенье», «Рождественский романс» и др.
По словам Бродского, «лучшая поэзия, которую мы знаем, «музыкальна»: в ней присутствует этот музыкальный элемент, когда, помимо смысла, в сознании возникает некий музыкально-звуковой ряд».
Музыкальная программа концерта «Я пришел к Рождеству с пустым карманом…» основана на произведениях композиторов, которых поэт особенно выделял, композиторов, чье творчество сопровождало Бродского всю его жизнь. В исполнении оркестра «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело прозвучат фрагменты оратории Stabat Мater Перголези, о которой сам поэт говорил, что она произвела на него «невероятное, сильнейшее впечатление»; музыка Вивальди - по словам Бродского, «этот человек столько раз меня спасал»; произведения Гайдна, которого Бродский ценил за абсолютную непредсказуемость; «Сюита в старинном стиле» Шнитке – композитора, в творчестве которого он видел общие принципы с собственной поэзией; сочинения Моцарта, Перселла, «Серенада лунного света» Гленна Миллера.
Программа будет сопровождаться уникальным видеорядом, созданным специально для этого проекта. Бродский обладал уникальной способностью отражать в своей поэзии художественные принципы как живописи, так и музыки. Так, он тонко чувствовал, что живопись некоторых из его любимых художников – таких как Сассета и Рауль Дюфи – близка Моцарту своей легкостью, и в то же время глубиной, силой. В основе видеоконтента - картины любимых художников Бродского, среди которых Пьеро делла Франческа («Рождество», «Распятие»), Джованни Беллини («Мадонна на лугу»), Рембрандт («Симеон во храме»), Сассета («Поклонение волхвов»). Также в видеосопровождении найдет свое отражение художественная жизнь Ленинграда того времени, любовь Бродского к Италии; будут использованы его фотографии и видеохроники разных лет, а также абстрактные образы, помогающие лучше понять сложную, многослойную поэзию Бродского.
Утонченная программа «Я пришел к Рождеству с пустым карманом…» создаст у зрителей волшебное ощущение ожидания чуда в преддверии Нового года и Рождества и в то же время заставит задуматься о вечных ценностях и заново осмыслить свою жизнь, подводя итоги уходящего года. В сегодняшнее непростое время как никогда необходимо сохранить веру и надежду. Лучше всего об этом сказал сам Иосиф Бродский в своем стихотворении «Рождественский романс»:
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.