Выставка «Фарфор и роза».

Деталь вазы с лепным букетом. 1780-е гг. Фарфор, бисквит, лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка.
Ваза синего крытья с цветочными композициями. 1878 г. Роспись К.Н. Красовского. Фарфор, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка; бронза, золочение.
Чайник доливной из комплекта чайников Александр. 1987 г. Роспись Н.П. Славиной, Форма Э.М. Криммера. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка.
Экспозиция посвящена изображению одного из самых романтических цветов в работах мастеров прославленного завода с середины XVIII века до настоящего времени.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 21 января, 2011 (Весь день) по воскресенье, 3 апреля, 2011 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Арапском зале Зимнего дворца в традиционном цикле "Поднесение к Рождеству" открыта выставки "Фарфор и роза", представляющая произведения из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции ОАО "Императорский фарфоровый завод".
Экспозиция посвящена изображению одного из самых романтических цветов в работах мастеров прославленного завода с середины XVIII века до настоящего времени, демонстрирует различные приемы и стили в трактовке самого любимого цветка многих художников.
На Императорском фарфоровом заводе розы становятся излюбленным декоративным элементом начиная с самых ранних предметов, выполненных для императрицы Елизаветы Петровны. Гирлянды лепных розочек украшают первый "Собственный" сервиз; розы "расцветают" в росписях золоченого чайного сервиза, которые были созданы в "виноградовский" период (по имени первооткрывателя фарфора в России – Д.И. Виноградова). При Екатерине Ваза синего крытья с цветочными композициями. 1878 г. Роспись К.Н. Красовского. Фарфор, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка; бронза, золочение.II розы являются неотъемлемым элементов в украшении повседневных сервизов (сервиз с розанами, сервиз с пурпурными розами); на фарфоре, имитирующем ткани – штофы и ситцы. Розы вплетаются в монограммы и орнаменты на чашках, вазочках и других подарочных вещах. Розами расписаны борта предметов свадебных сервизов великих княжон, дочерей Павла I. Герб с венком из белых роз, созданный для императрицы Александры Федоровны по проекту В. А. Жуковского, декорирует предметы сервиза "Александрия". Уникальные росписи с неизменным включением роз отличают сервиз-дежене, вазы и цветники, исполненные Иваном Тычагиным, а также произведения одного из представителей династии фарфористов-цветочников Константина Красовского. Непревзойденного мастерства в изображении роз достигли и другие мастера Императорского фарфорового завода: В. Комаров, В. Федоров, М. Спиридонов, В. Дудин.
В советский период розы продолжали привлекать внимание художников. На раннем советском фарфоре у М. Адамовича, З. Кобылецкой, С. Чехонина они сочетаются с лозунгами и советской символикой. Для минимализма 1960-х годов характерны стилизованные цветы.
Не забыта роза и современными мастерами. Она используется как в массовой продукции Императорского фарфорового завода, традиционно отличающейся своим высоким качеством, так и в авторских произведениях, которые демонстрируют многообразие использования этого мотива на фарфоре, различные художественные приемы, виртуозное мастерство художников.
Куратор выставки – Н. Петрова, старший научный сотрудник Отдела "Музей Императорского фарфорового завода" Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: