Северный сад.

Жирмунская А. Весна во дворе. К м  80х100.
Жирмунская А. Дачный натюрморт. Х м  91х85.
Жирмунская А. Сад с верандой. Х м  80х100.
Жирмунская А. Сад у Пироговской больницы.
Жирмунская А. Сад у Смольного. К м  40х50.
Выставка Александры Жирмунской.
Дата и время мероприятия: 
с вторник, 11 января, 2022 (Весь день) по воскресенье, 23 января, 2022 (Весь день)
Адрес: 
ул.Большая Морская, 38
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В «Голубой Гостиной» Санкт-Петербургского Союза художников будет проходить выставка живописи Александры Викторовны Жирмунской. На экспозиции будет представлено около 30 произведений в жанре пейзажа и натюрморта, созданных за последнее десятилетие.
Выставка Александры Жирмунской названа «Северный сад».
Однако «Сад» здесь не столько сюжет, сколько образ. Выставку составляют произведения, разные по жанрам: от натюрмортов до перспективных пейзажей. А некоторые хочется назвать портретами. Парадными портретами цветов. Или так: парадными портретами лета.
Жирмунская всегда писала цветы. Особенностью этой выставки стало то, что она решила показать сразу много картин с ними, именно цветы сделать главными героями экспозиции. Термин «натюрморт» вопреки очевидной логике, не кажется здесь подходящим. Это не «мертвая натура», а живые участники действия, полные содержания, характеров, эмоций, движения и света. Кто сказал, что для драмы необходимо действие? В живописи это не обязательно.
Удивительно, как много смыслов можно вложить в изображение самых привычных растений. Какая сложная драматургия доступна дачной клумбе.
Работы большого формата, написанные широкой кистью, словно уравновешивают масштаб человека и цветов. Эти образы завораживают. Зритель оказывается не просто перед картиной, он погружается в ее пространство.
Однако никакой иллюзорности, скорее – соавторство. Свободная манера письма, открытая до дерзости, каждый мазок внятен, каждый оттенок звучен, стремительная , эскизная кисть, следующая за движением ветра, пятнами солнечного света, глубинами теней. Художник торопится за мгновенным ощущением, за неповторимым многообразием впечатлений. Порой между двумя картинами, написанными с одной и той же точки зрения и с одними теми же персонажами выбор можно сделать , только подчинившись внутреннему импульсу, настолько эмоционально разными они получаются.
Складывается ощущение, что колорит картин зависит не столько от природного, естественного цвета самих его героев, сколько от настроения художника. Он строится то на умиротворяющей симфонии голубых, бирюзовых, изумрудных оттенков, то на вызывающем контрасте желтых, фиолетовых и розовых пятен. Так же непредсказуема живописная манера – от плавно закругляющихся вслед за рисунком лепестков мазков до резких граней заостренных листьев.
Мир , заключенный в этих картинах, расширяет свои границы ,обрамленный розоватыми стволами освещенных солнечными лучами дальних сосен, или приближается к цветам вплотную, превращая пригородный сад в волшебную тропическую сказку.
Как можно представить северный сад без зимы?
И на выставке появились заснеженные пейзажи. То великолепие цвета, которое концентрировалось в соцветиях и травах, желтых лилиях, изумрудных листьях, розовых гроздьях и голубых колокольчиках словно рассыпалось на искры и снова смешалось в переливах снега, подчеркнутое темными линиями ветвей, оттененное локальными массами городских зданий.
Александра Жирмунская никогда не останавливается в своем творчестве. Ни одна удача не отменяет поиска, ни одна находка не превращается в прием. Каждый новых холст – радость и тревога, и предвкушение открытий. И каждая ее работа дарит повод для размышлений, и остроту переживаний, и понимание многообразия жизни даже в ее безмолвных проявлениях.
Елизавета Чаликова, искусствовед, член CX PФ.

О художнике:
Александра Викторовна Жирмунская родилась в 1949г. в Ленинграде в семье филологов. Рисованием начала заниматься с 12 лет, сначала во Дворце пионеров, потом в художественной школе при ленинградском художественном училище. В художественной школе училась у замечательного живописца и педагога Ю.С. Ершова. Одновременно обучалась в математической школе №30, и в 1966 году после окончания школы поступила в Ленинградский государственный университет на математический факультет, который закончила в 1971 г. С 1969 по 1973 гг. посещала вольнослушателем мастерскую В.М. Орешникова в Академии Художеств, где занималась живописью и рисунком под руководством профессоров А.А. Деблера, В.И. Рейхета и Б.С. Угарова. В 1975 году поступила на живописный факультет Ин-та им. И.Е. Репина. Училась в мастерской театрально-декорационной живописи. После окончания института поступила работать преподавателем живописи в Ленинградское Художественное училище, ныне СПбХУ им.Н.К. Рериха, где и работает по сей день. С 1982 по 1989 г. параллельно преподавала в Ленинградской Государственной Консерватории на факультете оперной режиссуры, делала макеты и эскизы сценического оформления спектаклей для студенческих работ.
Одновременно с преподаванием занималась живописью, преимущественно в жанрах пейзажа и натюрморта. С 1980-х годов в течение 30 лет регулярно выезжала на этюды в Крым в Коктебель, многократно выезжала со студентами на этюды в Старую Ладогу, работала над пейзажами Петербурга. В1989г. вступила в Союз Художников. Регулярный участник выставок в С.Х. В последние годы много занималась мотивами садов, в городе и пригороде Петербурга, в Комарово. Этой теме сада и посвящена настоящая выставка.

Материалы из архива: