Выставка «Сокровище персидской принцессы».
В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Сокровище персидской принцессы: китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани», на которой представлены образцы керамического искусства Ирана и Китая.
Центральное место в экспозиции занимает китайское фарфоровое блюдо из коллекции Шейха Хамада бин 'Абдаллаха Аль-Тани. Это блюдо с подглазурной росписью кобальтом датируется началом XV века, временем правления Юнлэ (1403–1424), третьего императора династии Мин (1368–1644). Чтобы проиллюстрировать влияние, которое оказал китайский фарфор на иранскую керамику, в состав выставки включены три китайских сосуда XVI века и четыре образца иранского фаянса XVI–XVII веков из собрания Государственного Эрмитажа.
Представленное на выставке блюдо принадлежало принцессе Махин Бану (1519–1562), одной из дочерей Шаха Исмаʿила (правил в 1501–1524 годах), первого правителя иранской династии Сефевидов (1501–1736). Владельческая надпись выгравирована на обороте изделия. Рядом находится клеймо, свидетельствующее, что позднее блюдо перешло в собственность могольского падишаха Шах-Джахана (правил в 1628–1658 годах), по чьему повелению был возведен один из красивейших памятников мирового зодчества – Тадж-Махал.
Дальнейшее бытование этого уникального предмета не прослеживается вплоть до 1967 года, когда в Нью-Йорке он был приобретен Аластером Брэдли Мартином (1915–2010), который собрал коллекцию шедевров мирового искусства, известную как The Guennol Collection. В 1968–1991 годах изделие экспонировалось в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а с 1991 по 2006 год – в Бруклинском музее искусств. В настоящее время блюдо входит в состав коллекции Аль-Тани, предоставившей его для выставки в Государственном Эрмитаже.
Блюдо Махин Бану с изображением винограда – классический образец фарфорового изделия с подглазурной синей росписью периода высшего расцвета этого искусства в Китае. В мире насчитывается не более десятка схожих предметов, датируемых началом XV века. Каждый из них уникален и имеет отличия в декоре.
Можно с уверенностью утверждать, что блюдо из коллекции Аль-Тани было в числе первых предметов из Китая, попавших в поле зрения высшей иранской знати и побудивших иранских мастеров создавать керамику в китайском стиле. Изысканно декорированные фарфоровые изделия из Поднебесной, с белым прочным черепком и синим декором, ценились как настоящие сокровища и становились предметом восхищения и коллекционирования среди высочайших особ.
Экспонирование блюда Махин Бану вместе с изделиями из коллекции Эрмитажа позволяет проследить влияние китайского фарфора на производство керамики в Иране в XVI–XVII веках. Специалисты выделяют две линии в декоре сефевидских фаянсовых изделий в китайском стиле – первая продолжала традиции, начатые при Тимуридах (вдохновлявшиеся образцами китайского фарфора XIV–XV веков), вторая опиралась на современные им китайские прототипы (XVI–XVII веков). Пример иранского изделия XVI века – блюдо из собрания Государственного Эрмитажа с изображением лотоса в центре. Принцип размещения элементов декора здесь идентичен тому, который мы видим на блюде Махин Бану.
Три других китайских фарфоровых предмета, представленные на выставке, созданы во второй трети XVI века во время правления императора Цзяцзина (правил в 1522–1566 годах). В этот период в декоре фарфоровых изделий стали чаще появляться мотивы, связанные с даосизмом, под влиянием вкусов императора, увлекавшегося этим религиозным учением. Декор изделий в гораздо большей степени, чем раньше, насыщается благопожелательной символикой. Помимо растений включаются изображения фантастического зверя цилиня (символ добра и счастья, а позже и богатства), рыбы (символ успехов в служебных делах и достатка), журавля (символ долголетия), феникса и т. д. Экспортная продукция, расписанная подобными мотивами, попав в Иран, повлияла на местную керамику и дополнила арсенал декоративных элементов, что видно в росписи иранских сосудов.
К выставке издан каталог (СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2020), предваряемый вступительным словом Его Высочества Шейха Хамада бин’Абдаллаха Аль-Тани.
Куратор выставки – Лидия Викторовна Поточкина, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.