Авангард и дизайн.

Авангард и дизайн  Глебова Л Н  Король  Эскиз куклы для кук  театра  1957  Бум  акв.
Авангард и дизайн  Васнецов Ю А  Иван на Горбукне  Илл  к сказке Конек-Горбунок  1932  Цв  автолитогр.
Книжная и промышленная графика 1930–1970-х годов.
Дата и время мероприятия: 
с вторник, 26 января, 2021 (Весь день) по четверг, 27 мая, 2021 (Весь день)
Адрес: 
ул. Профессора Попова, 10
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

Художники-авангардисты одними из первых начали сотрудничать с новой советской властью, считая октябрьские события 1917 года продолжением их собственной революции, произведенной в искусстве. Однако это сотрудничество длилось недолго. В 1932 году, после выхода постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ученики мастеров авангарда были вытеснены из художественной жизни и утратили возможность выставляться. Прикладное искусство оставалось одной из немногих областей, куда художники-авангардисты могли уйти в поисках творческой свободы и источника средств к существованию. В последующие годы многие из них работали в качестве книжных иллюстраторов и художников-оформителей.
Выставка демонстрирует свыше 90 графических произведений из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, созданных художниками, чьё творчество в тот или иной период лежало в русле традиций классического русского авангарда. Среди них последователи П. Н. Филонова: Т. Н. Глебова, Л. Н. Глебова, П. М. Кондратьев, В. А. Сулимо-Самуйлло; ученик К. С. Малевича В. В. Стерлигов; участники объединения «Круг художников»: Л. И. Вольштейн и А. Ф. Пахомов; архитектор А. С. Никольский; а также Ю. А. Васнецов и Е. И. Чарушин, посещавшие в студенческие годы мастерскую М. В. Матюшина. Представленные в экспозиции работы объединены общим принципом — созданная на их основе продукция предназначалась для детей.
Наиболее крупный раздел выставки составляют произведения книжной графики. Это иллюстрации к сказкам (Ю. А. Васнецов, А. С. Никольский, Е. И. Чарушин), букварям и книгам для чтения (П. М. Кондратьев), стихотворениям А. И. Введенского, Д. Хармса (Л. И. Вольштейн) и другим произведениям детской литературы (А. Ф. Пахомов).
В другой раздел вошли работы в области промышленной графики. Здесь представлены эскизы детской посуды, ковриков, путёвок в пионерский лагерь, упаковок для настольных игр (П. М. Кондратьев, В. А. Сулимо-Самуйлло), открыток (В. В. Стерлигов), подвижных картинок и карнавальных масок (Т. Н. Глебова).
Раздел, посвященный театру, включает эскизы кукол (Л. Н. Глебова, Т. Н. Глебова) и декораций для кукольного театра (В. А. Сулимо-Самуйлло), а также наборы для создания настольного театра (Т. Н. Глебова, В. В. Стерлигов).

Часть демонстрируемых произведений мало известна широкой публике и позволяет ознакомиться с другой стороной творчества таких художников, как Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев, В. В. Стерлигов. Иллюстрации Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, напротив, многим хорошо знакомы с детства. Собранные в экспозиции работы отличаются высоким профессионализмом и свидетельствуют о вкладе русского авангарда в развитие отечественного дизайна.

Материалы из архива: