600-летию Пьеро делла Франческа посвящается.
Интерес художницы к творчеству Пьеро делла Франческа закономерен: написав и издав еще в 2013 году книгу «Здесь или никогда» о скрытых геометрических построений в «Мастерских гравюрах» Альбрехта Дюрера «Меланхолия», «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье» она обнаружила, что многие вопросы так и остались без ответа. Например, почему в основу своих работ Альбрехт Дюрер положил предложения из «Начал» Эвклида, почему так мало изучен вопрос о влиянии геометрии на композицию картин Раннего Возрождения, действительно ли художники Ренессанса строили свои картины по правилу «золотого сечения» и кто стоял у истоков законов красоты, которые применяются и в наши дни.
Исследовательский интерес к этой теме привел Елизавету к изучению творческого наследия итальянского художника и теоретика Пьеро делла Франческа, родившегося в самом начале ХV века. Математический склад ума и тяготение к стройным композиционным построениям делали его творчество близким к еще одному итальянскому гению - живописцу Паоло Уччелло, создателю научной теории перспективы. Отсюда и непрекращающиеся искусствоведческие споры, кому же из этих художников приписать перспективные рисунки, хранящиеся в галерее Уффици во Флоренции. В ХХ веке выяснилось, что одно из самых значительных произведений Пьеро – фреска «Воскресение Христа» также написана на основе геометрических построений, по совершенно новому для того времени принципу. А еще художник являлся автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» и трактата «О пяти правильных телах», снискавших большой авторитет в XVI—XVII веках. К сожалению, биографические сведения о жизни Пьеро крайне скудны и в основном почерпнуты из небольшой по объему биографии, написанной Джорджо Вазари спустя шестьдесят лет после смерти художника и напечатанной в его книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения».
О геометрических построениях Пьеро делла Франческа написана новая книга-исследование Е. Васениной-Прохоровой «Пьеро делла Франческа. От тайны к истокам». Она скоро выйдет из печати, а представленная экспозиция – анонс проведенной розыскной работы.
Елизавета Васенина-Прохорова – участница многочисленных персональных и групповых, российских и международных выставок, член творческой группы «Тихие» и Союза Художников России. Ее работы находятся в собраниях Всероссийского Государственного музея А. С. Пушкина (Мойка 12) СПб., Музея Городской скульптуры СПб., Музея-квартиры В. Набокова СПб., Доме Кочневых (Ленконцерт) СПб., Музея-усадьбы М. П. Мусоргского (Псковская обл.), Вологодской областной картинной галерее, Усть-Илимской художественной галерее, в коллекции творческого объединения "Красный матрос", в Библиотеке Конгресса США, а так же в частных коллекциях России, Италии, Франции и США. Она - автор монографии о «Мастерских гравюрах» Альбрехта Дюрера «Здесь или нигде» увидевшей свет в 2013 году.
Татьяна Гаврина, заведующая библиотекой с выставочным залом.