Выставка «Птицы – вестники богов».
В Государственном Эрмитаже открыта выставка "Птицы – вестники богов. Прикладное искусство Западной Европы ХVI-XIX веков". Священные птицы часто появлялись в произведениях прикладного искусства в качестве постоянных спутников богов, их атрибутов и вестников. Каждая птица Олимпа имела свой аллегорический смысл. Орел, посвященный Юпитеру, олицетворял силу и власть, павлин – птица могущественной супруги громовержца Юноны – величие и царственность. Сова связывалась с мудростью и была посвящена Минерве. Воинственный петух был спутником Марса. Лебеди и голуби, воплощающие красоту и любовь, были связаны с Венерой и Аполлоном.
На выставке представлены более 100 экспонатов: резные камни и ювелирные изделия, предметы из серебра, фаянса и фарфора, шпалеры, мебель и ткани, произведения из бронзы, слоновой кости и эмали, вышивки и кружева. Выполненные в период с ХVI века по ХIХ век, они демонстрируют виртуозное мастерство художников прикладного искусства Италии, Франции, Германии, Англии и объединенные одной тематикой, показывают разнообразие ее восприятия в ту или иную эпоху.
Источников вдохновения для европейских мастеров прикладного искусства было множество. Они обращались к произведениям живописи как современных авторов, так и к творениям предшественников. Гравюры давали возможность воспроизводить оригиналы произведений прошедших эпох, а также предлагали самостоятельные композиции мастеров разных жанров. Коллекции антиков (резных камней, монет, мелкой пластики) знакомили с наследием древних. Творчество художников-орнаменталистов позволяло выбирать отдельные элементы или воплощать композиции целиком в самых разнообразных материалах. Но самым фундаментальным источником, из которого художники черпали свои познания, оставалось наследие античных авторов, писателей и историков. Наиболее востребованными были "Метаморфозы" Овидия, сочинения Гесиода "Происхождение богов" ("Теогония"), Геродота и других. Помимо самих текстов европейские мастера прикладного искусства использовали и иллюстрации к этим литературным произведениям, выполненные художниками эпохи Возрождения. Кроме того, ценным источником сведений об античной мифологии и литературе стали сочинения авторов эпохи Ренессанса. В. Картари (ок. 1531-1569) создал труд "Описание богов античности" ("Imagini colla sposizione degli dei degli antichi", 1556), в котором сконцентрировал свое внимание на иконографии античных богов. Снабженное иллюстрациями, издание несомненно представляло интерес как для современных художников, так и мастеров более позднего времени. Труд итальянского писателя и ученого Чезаре Рипа (1555-1622) "Иконология" ("Iconologia overo Descrittione Dell' Imagini Universali cavate dalla'Antichita et da altri luoghi") увидел свет в 1593 г. Эта энциклопедия по иконографии, многократно переиздававшаяся и переведенная на разные языки, предназначалась уже мастерам следующих эпох: барокко, классицизма, историзма.
Опираясь на такое богатое наследие прошлого, особенно в области иконографии, художники создавали разные версии композиций со священными птицами. Птиц могли изображать соло, только со своим повелителем, как его доминирующий атрибут, иногда заключая изображение в орнаментальное обрамление. В многофигурных композициях, объединенных определенным сюжетом, они размещались, каждая возле своего господина. Многочисленные мифы давали возможность художникам в любом материале по-своему интерпретировать тему, подчеркнуть особенности птицы, сопровождающей того или иного бога. Без своих повелителей птицы были воплощением самого бога либо превращались в вестников – то карающих, то несущих добрую весть. Мастера активно использовали еще один вариант – птицы как декоративный мотив, сохраняющий символическое звучание. У орла подчеркивали силу и экспрессию, у павлина – величавость и многоцветье оперения, у лебедя – безупречность линий и пропорций, у петуха – воинственность и яркую декоративность, у совы – спокойствие и широко распахнутые глаза. В то же время они привносили в трактовку образа особенности времени.
Художников также привлекала возможность выявить и подчеркнуть характерные особенности того или другого материала: блеск и сияние полированной поверхности металла, перламутра или фарфора, игру драгоценных камней, переливы шелковых нитей. В глиптике композиции, вырезанные в камне, позволяли любоваться и рисунком, и красотой самого минерала. Многослойные агаты, светящиеся солнечным светом сердолики, сардониксы – во всех этих творениях природы мастера отыскивали какую-нибудь "изюминку". Изделия из слоновой кости, помимо пластики объемов и шелковистой поверхности, пленяли своим теплым оттенком цвета, который прекрасно подходил для передачи обнаженного тела. Фарфор отличался мягкостью и податливостью в лепке форм, белизной глазури или яркостью полихромной росписи. А не покрытый глазурью бисквит придавал изделиям матовое приглушенное звучание. Серебро, как в скульптурной композиции, так и в рельефе, чаще имело полированную поверхность, блеск и сияние которой могло быть усилено позолотой, или матовую, даже шероховатую, проработанную гравировкой или другими приемами. Бронза отличалась своим золотистым солнечным цветом, позволяла моделировать отточенную форму, сочетать полировку с матовой проработкой металла. Текстиль благодаря цвету или фактуре создавал объемное и полихромное изображение. В ювелирном искусстве форма, линия, цвет усиливали яркость и красочность изделий, а драгоценные камни придавали произведениям особую выразительность.
Такое многообразие позволяло произведениям прикладного искусства не только украшать среду обитания человека и подчеркивать социальный статус владельцев. В качестве ценных подарков они были включены в арсенал средств для укрепления престижа власти и развития дипломатических отношений между странами.
Представленные на выставке экспонаты очень разнообразны по своему предназначению: часы и канделябры, предметы из настольных украшений и сервизов, декоративные панно, шпалеры, обивки мебели и стен, туалетные приборы, табакерки, записные книжки, броши, флакончики для духов и многое другое. Анонимные произведения соседствуют с выполненными известными мастерами. Некоторые из экспонатов выставки интересны своей необычной историей или принадлежностью царственным особам (предметы, которые входили в знаменитый сервиз с камеями Екатерины II, шпалера с портретом Александра I, подаренная русскому императору). Многие из экспонатов впервые покинули стены своих кладовых. Среди них есть экземпляры с неразгаданной до конца историей происхождения, но знатной родословной, как, например, экран для камина с гербами французского королевского дома, предназначавшийся брату короля Людовика ХVI.
Помимо символики изображений, экспонаты выставки несут в себе отпечаток времени, позволяют просто любоваться ими как красивыми изделиями, выполненными с высоким художественным вкусом.
Куратор выставки – Татьяна Никодимовна Косоурова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.