Непарадный Ленинград.
В особняке Румянцева (Английская наб., 44) открывается выставка «Непарадный Ленинград», объединившая 100 произведений мастеров ленинградской пейзажной школы 1930-1940-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Город глазами Художника с его красотой повседневности, неожиданными ракурсами известных архитектурных ансамблей, контурно намеченными, но безошибочно узнаваемыми силуэтами зданий – таким увидят Ленинград предвоенного и послевоенного десятилетий зрители выставки.
Выставка объединила произведения 22 художников ленинградской пейзажной школы, работавших в 1930–1940-е годы вне рамок соцреализма и его требований: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы, Якова Шура и других.
Каждый художник обладал собственным восприятием города, разрабатывал свою тему, передавал свое настроение, эмоции, ощущения, возникающие в процессе изучения натуры. Характерной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.
Начальный период творчества большинства художников, чьи работы демонстрируются на выставке, был связан с объединением «Круг художников» (1923–1932). В 1930-е годы камерный городской пейзаж становится основным жанром в их работах.
После образования в 1932 году единого Союза советских художников и провозглашения принципов социалистического реализма, большинство членов объединения продолжали работать в прежнем стиле, в отличие от многих авангардистов, которым пришлось менять свои творческие манеры, подстраиваясь под новые условия. Творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а, напротив, получили широкое развитие.
Помимо живописных работ, на выставке представлены рисунки акварелью, литографии, гравюры. В работах мастеров старшего поколения – Георгия Верейского, Дмитрия Митрохина, Владимира Конашевича – прослеживается связь с традициями объединения «Мир искусства», открывшего в ХХ веке графическую красоту города. Николай Лапшин, Владимир Гринберг, Александр Ведерников, перенося в графику живописные приемы, экспериментируя в разных техниках, создают новую традицию в изображении города.
Отдельный раздел выставки составят работы, созданные художниками в блокадном Ленинграде. Зрители смогут увидеть картину Вячеслава Пакулина «Невский проспект», процесс создания которой зимой 1942 года был заснят военным фотокорреспондентом Николаем Хандогиным.
Музей истории Санкт-Петербурга обладает одной из лучших коллекций произведений ленинградской пейзажной школы 1930-1940-х годов. Выставка «Непарадный Ленинград» в 2021 году с успехом была показана в музеях Казани, Челябинска и Екатеринбурга. Специально для этого проекта многие живописные полотна были отреставрированы и экспонировались впервые. Теперь и жители Санкт-Петербурга получат возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, таких как Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны, Старая деревня или новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток.