Под куполом цирка.
Образ циркового представления, красочного карнавала, вереницы загадочных масок занимает особое место в петербургском изобразительном искусстве. Гордое звание «Северной Венеции» отзывается в восприятии творческих людей целой вереницей визуальных символов. Яркие персонажи комедии дель арте уже давно обосновались на берегах Невы, и тема цирка-карнавала окончательно утвердилась как свойственная именно петербургскому искусству во времена Серебряного века.
Цирк в нашем восприятии - явление уникальное и многогранное. Это и веселое представление, и счастливые детские воспоминания, и некое фантастическое пространство, в котором возможно всё. Для художника, обращающегося к теме цирка, интерес представляет и визуальная составляющая: яркие цвета, красочные шатры, сказочные костюмы, необычные ситуации и персонажи - всё это неизменные атрибуты цирка. Вместе с тем за пёстрым ворохом декораций художник чувствует притягательную таинственность, мистический флер маски. Цирковые персонажи в картинах становятся не столько людьми, сколько символами: веселые арлекины, молчаливые пьеро, кокетливые коломбины...
В работах Антонины Володченко тема цирка звучит в своей мажорной ипостаси. Художник работает пастелью, умело соединяя цирковую яркость красок с утонченностью и плавными переходами оттенков. Сама собой вновь приходит ассоциация с шедеврами графики Серебряного века. В выверенных композициях чувствуется поистине петербургская интеллигентность, твердость руки художника. Непросто работать с традиционно перенасыщенным цирковым пространством так, чтобы оно не превратилось в глазах зрителя в яркую мешанину. В своих работах Антонина Володченко тонко выстаивает баланс между кажущейся спонтанностью, непредсказуемостью маскарадного вихря и спокойствием композиционного строя картины. Зритель застает персонажей как будто в редкий момент перерыва, антракта, когда артисты, не снимая масок, могут расслабиться в загадочном мире закулисья. Такое спокойное, лиричное, отчасти даже интимное настроение картин разбавляется лукавой искоркой, то тут то там проскальзывающей во взглядах цирковых обитателей. Пожалуй, именно эта дразнящая нотка и заставляет зрителя подолгу вглядываться в листы в ожидании, что волшебное представление вот-вот начнётся.
Искусствовед Подлипенцева Ксения Игоревна.
Володченко Антонина Александровна родилась в 1990 г. в г. Ленинграде в семье художников. Окончила Санкт-Петербургский Государственный Академический Художественный лицей им. Б. В. Иогансона при Академии Художеств, а затем с отличием и похвалой ГАК Академию Художеств им И. Е. Репина, мастерскую монументальной живописи под руководством профессора С.Н. Репина.
В настоящее время является преподавателем кафедры рисунка и живописи института дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
Постоянный участник международных, всероссийских, региональных и городских выставок, конкурсов, пленэров и творческих проектов. Работы находятся в музеях и частных собраниях России и зарубежных стран. Номинант на молодежной премии правительства Санкт-Петербурга в области изобразительных искусств (2019 г.). Член Союза художников России.