Сергей Дождь. Сайарсизм.
В Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается персональная выставка Сергея Дождя – современного российского художника и теоретика искусства. Данная экспозиция – это, прежде всего, презентация работ мастера, рассказывающих о направлении, которое он называет «сайарсизм» - науке о внутреннем художественном пространстве.
На выставке представлено около 70 произведений Дождя последних лет, иллюстрирующих и развивающих теорию сайарсизма, выполненных в технике живописи и графики, из собрания Русского музея и частных коллекций России и Европы. Среди них «Темный абстрактный крест» и «Надкушенный черный квадрат», который автор преподносит в дар Русскому музею.
В своих произведениях Дождь создает и использует собственный изобразительный язык, ориентированный на преодоление сложившихся канонов и стереотипов зрительского восприятия. Однако художник ставит своей целью более значимую задачу: он предлагает новую концепцию и классификацию абстрактного искусства, основанную на формировании внутреннего художественного пространства и получившую название Пси Арт. Основные положения этой теории изложены автором в статьях и практически реализованы в его живописном творчестве.
Дождь выдвигает идею пластической визуализации неосознанных внутренних художественных процессов, что приводит его к попытке научного изучения и осмысления внутреннего художественного пространства, к новому научно-художественному этапу понимания нашего внутреннего мира. Для этого потребовалось ввести новую терминологию, вербально определить новое направление исследования. Художником было предложено название – сайарсизм, как закономерное продолжение поиска ответов на вопрос о возможности объединения искусствознания, научного познания и понимания психологии творчества.
Теория Дождя уходит корнями в тот источник, который возник благодаря супрематизму Казимира Малевича и состыковывается с разнообразными пластическими диалогами, которые художники во всем мире уже около века ведут с «Черным квадратом». Сам мастер пишет о сайарсизме так: «Эта теория позволяет искусству перейти от системы преимущественного копирования натуры и частичных ментальных оценок к целостному системному развитию искусства в ментальном пространстве как отдельной науке, в том направлении, в котором развиваются многие дисциплины. Кроме того, данная наука может оказать существенное влияние на творческое развитие внутреннего мира человека, а также дать новый импульс для преобразования всего современного культурного пространства».
В названии «сайарсизм» (Scientia + Ars, наука + искусство) содержится своего рода указание на синтез «инструментов» познания, предлагаемых Дождем. Предложенная им терминология имеет большое значение для разграничения понятийного аппарата внутри нового направления, более сложного и многомерного, чем изначальная теория Пси Арта.
При анализе и характеристике сайарсизма Дождь предлагает отталкиваться от классических определений реалистического фигуративного искусства: «композиция», «цвет», «пространство», «форма» и т.д. Однако новая теория подразумевает иное понимание многих терминов, особенно в отношении ментального восприятия творческих процессов.
Основная идея Дождя, выдвигаемая им как программа сайарсизма, основана на глубоком убеждении художника в необходимости эволюции традиционных форм понимания искусства и актуальности появления новых творческих направлений в реально происходящем художественном процессе. Автор смело выносит на суд зрителя новые идеи и теории, не укладывающиеся в стандартную схему восприятия художественного пространства современного искусства.