СССР. 1955 – 1969.
В Государевом бастионе Петропавловской крепости открывается выставка Юрия Дядюченко «СССР. 1955 – 1969». Экспозиция представляет фотографии, отражающие советскую повседневность хрущевской оттепели – периода после смерти Сталина, когда приоткрылся «железный занавес», отделяющий нашу страну от Запада, началась относительная либерализация и появилась надежда на «социализм с человеческим лицом».
В 1950 – 1960-х гг. помимо пропагандистской фотографии, в которой воспевались подвиги и достижения Советского Союза, неукротимая воля и оптимизм в строительстве коммунизма, начала зарождаться новая проблематика – частный человек с его потребностями и стремлениями, радостями и печалями. Юрий Дядюченко сформировался в «оттепель» и был одним из тех, кто создавал новую гуманистическую фотографию. На его снимках мы видим, как выглядят советские люди той эпохи, во что они одеты, чем увлекаются и как отдыхают. Основной блок фотографий, представленных на выставке, посвящен Ленинграду 1950–1960-х гг.: пляж у Петропавловской крепости, ремонт арки Главного штаба, Невский проспект с автобусами, троллейбусами и редкими легковыми автомобилями, Ленинградский зоопарк, зрители на выставке в Эрмитаже. Помимо этого в экспозиции представлены фотографии, снятые в Москве, Риге, Таллинне, Вильнюсе, Сухуми, Гаграх, на Домбае. Юрий Дядюченко смог запечатлеть и сохранить атмосферу и дух уникального времени в истории Советского Союза.
Юрий Дядюченко фотографировал с детства, но осознанно и целенаправленно ‒ с середины 1950-х гг., получив в подарок от матери фотоаппарат «ФЭД» перед окончанием Ленинградского института авиационного приборостроения (1956). Молодой фотограф много снимал и печатал. Фотолабораторию оборудовал в собственной комнате коммунальной квартиры. В 1956 г. две его фотографии ‒ «В зоопарке» (1955) и «В Кремле» (1956) ‒ были приняты на первую после войны «Ленинградскую выставку художественной фотографии», организованную «Ленфотохудожником».
Вскоре Ю. Дядюченко стал посещать фотоклуб ВДК, и был принят в его члены. В 1958 г. он принял участие в пятой выставке фотоклуба, и работу с этой выставки ‒ «Ремонт арки Главного штаба» ‒ опубликовал журнал «Советское фото» (№ 9, 1958).
В 1968 г. Юрий окончил факультет фотокорреспондентов городского университета рабкоров при Ленинградском Доме журналиста. 1970 г. Ю. Дядюченко участвовал в выставке «СССР: страна и люди в художественной фотографии» (Манеж, Москва), которая затем была показана в США и Канаде, обошла весь мир ‒ от Австралии до Японии.
В 1970 г. в связи с загруженностью на основной работе Ю. Дядюченко перестал посещать клуб ВДК и участвовать в выставках, но продолжал снимать, пусть и не столь активно, как прежде.
В 2000 г. «я бросил всё и опять стал снимать. Сменил четыре Pentax – два пленочных и два цифровых» (Ю. Дядюченко). Активно включился в выставочную деятельность, где показывал как старые работы, так и новые, с акцентом на панорамную съемку.
В 2003 г. Ю. Дядюченко участвовал в выставке «Улицы-лица, годы-дома» (Санкт-Петербургская фотография 1850‒2003), приуроченной к 300-летию Санкт-Петербурга.
Юрий Дядюченко получал призы и награды на российских и международных конкурсах. Снимки фотохудожника публиковались в журнале Foto&Video, альманахе «Фотолетопись Санкт-Петербурга», «Антологии русской фотографии XX в. Фото 60‒70» (2008), каталогах выставок.
Куратор выставки ‒ Валерий Вальран.