Семья Маковских.
Экспозиция включает около 200 произведений живописи и графики из музеев и частных коллекций Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Большинство экспонатов показаны широкой публике впервые.
Семья Маковских - одна из самых значительных художественных династий в истории России. Вся деятельность ее виднейших представителей, семейная атмосфера, в которой они воспитывались и творили, их интересы и общественные взгляды показывают художественные корни семьи, уходящие в глубь веков.
Родоначальником ее был Егор Иванович Маковский – бухгалтер по профессии, коллекционер и страстный любитель искусства. Эта любовь передалось ему от отца Ивана Борисовича Маковского, интересовавшегося архитектурой и собиравшего лубки. Егор Иванович, не бросая службы, копировал картины во дворцах, одновременно продолжая собирательскую деятельность отца. Страстная увлеченность искусством сплотила вокруг Маковского таких же, как он, любителей, в том числе из аристократического круга. При его активном участии, был организован Московский художественный класс, впоследствии ставший знаменитым Московским училищем живописи и ваяния. После женитьбы Егора Ивановича на Любови Молленгауэр, в доме молодых супругов бывали Николай Гоголь, Михаил Глинка, Карл Брюллов, Василий Каратыгин, Александр Островский, Василий Тропинин.
На выставке представлены рисунки главы семьи и живописный автопортрет.
Трое сыновей Егора и Любови Маковских – Константин, Владимир, Николай, а также дочь Александра стали художниками, вторая дочь Мария – певицей. Главным свидетельством необыкновенно демократичной, широкой, свободной духовной атмосферы, царившей в семье Маковских, является факт рождения в ней двух творческих антиподов – Константина и Владимира. Оба они оказались в самом центре полемики между академическим и реалистическим направлениями, захватившей русское искусство во второй половине XIX столетия.
Константин Егорович Маковский с юности начал писать эффектные заказные портреты и со временем стал одним из любимых портретистов русской аристократии. В 1862 за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» был награжден малой золотой медалью. Однако, в 1863 году покинув Императорскую Академию, он записался в Петербургскую артель-коммуну, а затем Товарищество передвижников. Но серьезно он к этой работе не относился. Необыкновенно талантливая, открытая, искрометная, неугомонная и любвеобильная натура Константина жаждала успеха и признания в высших кругах, там, где концентрировались власть и деньги. Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого. Константин Маковский исполнил свою мечту, но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Константин не в меньшей степени, чем Владимир, стал одной из характерных фигур молодого русского реализма.
На выставке представлены его живописные работы и графика разных лет.
Владимир Егорович Маковский по характеру составлял полную противоположность своему брату. Его небольшие занимательные полотна, наполненные правдивыми, интересными типами, сочувствием к простому человеку и критикой общественных пороков, стали поистине энциклопедию русской жизни. В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (картина неоднократно повторялась художником, вариант под названием «Ночное» находится в Русском музее и представлена на выставке) был награжден золотой медалью Академии художеств. В 1870-х участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1873 за картину «Любители соловьев» был удостоен звания академика. После реформы Академии Художеств и прихода к власти передвижников, Владимир стал ее новым ректором. Его жизнь и творчество сыграли огромную роль в движении передвижников в России.
На выставке представлены живопись, акварель, рисунки и эскизы мастера к росписям храма Христа Спасителя в Москве.
Николай Егорович Маковский окончил Академию художеств со званием свободного художника по архитектуре, с правом производить постройки. Поступив на должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского Двора, Николай в 1865 получил малую серебряную медаль за проект каменной сельской церкви. Но вскоре он оставил службу и занятия архитектурой и живописью. В 1873 за пейзаж «Вид Москвы» получил звание классного художника 2-й степени. Несколько месяцев он провел в Париже среди художников русской колонии, где занимался живописью под руководством А. П. Боголюбова.
На выставке представлены пейзажи и работы Николая Егоровича на тему Ближнего Востока, Российской провинции.
Александра Егоровна Маковская не получила систематического художественного образования. Она училась живописи у отца и своих братьев. После позднего развода родителей, Александра Егоровна жила с матерью Л. К. Маковской, в Санкт-Петербурге. Она стала одной из первых в России женщин-художниц, всю жизнь зарабатывавших трудом художника.
На выставке представлены пейзажи, выполненные Александрой Егоровной.
По стопам родителей пошли и дети Константина, Сергей и Елена.
Сергей Константинович Маковский внес выдающийся вклад в культуру Серебряного века как издатель, критик, мемуарист и поэт. Его литературным дебютом стала статья «В. М. Васнецов и Владимирский собор» в журнале «Мир Божий». Он участвовал в собраниях «Мира искусства»(позднее устроил выставку этого объединения в Париже), сотрудничал в «Журнале для всех», журналах «Новое дело», «Искусство», был основателем и редактором журнала «Аполлон». Сергей Константинович был инициатором создания издательства «Содружество» (1905), в котором в этом же году вышла его первая книга стихов. Вместе с художником А. Гаушем он объединил молодых художников, близких группе «Голубая роза», таких как П. Кузнецов, П. Уткин, М. Ларионов и других. После эмиграции, обосновался в Праге, затем в Берлине, с 1925 до конца жизни жил в Париже. После второй мировой войны — председатель Объединения русских писателей в Париже. В эмиграции издал восемь поэтических сборников.
На выставке представлены книги и рукописи Сергея Маковского.
Художник и скульптор Елена Константиновна Лукш-Маковская получила известность не столько в России, сколько в Германии, где провела основную часть жизни. Она училась у И.Е.Репина в школе княгини М.К. Тенишевой, после чего была зачислена вольнослушателем в Академию художеств, где тоже занималась в мастерской Репина. Весной 1897 она уехала в Мюнхен и поступила в школу А. Ашбе, но, не завершив курс обучения, вернулась в Петербург и продолжила обучение у своего любимого учителя. Елена Константиновна вышла замуж за австрийского скульптора Рихарда Лукша (1872–1936) и поселилась в Вене, а затем в Гамбурге, где преподавала в Художественно-промышленной школе. Двое из троих ее детей также продолжили семейную художественную традицию: Петр стал художником, Дмитрий — архитектором.
На выставке представлен живописный портрет брата – С.К.Маковского и ранние ученические офорты.
Связали свою жизнь с искусством и сыновья Владимира. Александр Владимирович Маковский стал живописцем и преподавателем. Его картину «Тетеревиный ток» и целый ряд волжских пейзажей приобрел Музей Академии художеств. В 1911 за ряд портретов он получил звание академика. Александр Владимирович организовал собственную частную школу живописи и преподавал рисование в Морском техникуме. Также он занимался журнальной и книжной иллюстрацией (иллюстрировал произведения Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Горького).
На выставке представлены его живописные произведения и иллюстрации к произведениям Н.Гоголя.
Константин Владимирович Маковский стал архитектором, по проектам которого в Петербурге построено несколько домов. В 1892 он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил с малой серебряной медалью. Затем продолжил обучение в Академии художеств. Архитектор канцелярии обер-прокурора Синода, преподаватель Института гражданских инженеров императора Николая I - в 1905 году он был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени, а в 1912 — орденом Св. Анны 3-й степени. С 1914 – он один из архитекторов Исаакиевского Кафедрального собора.
На выставке представлены фотографии зданий, построенных по проектам К.В.Маковского.
В свою очередь внуки Владимира Егоровича - Анна и Наталья - посвятили свою жизнь древнерусскому искусству.
Анна Дмитриевна Стен, как сотрудник Государственного института истории искусств, участвовала в экспедициях института в Чернигов и Новгород. Выполненные ею копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спас на Нередице, «Пророк Илья» из церкви Спаса Преображения на Ковалеве являются шедеврами копировального искусства. В 1933 она была арестована и осуждена по обвинению в «принадлежности к религиозной секте». Более десяти лет провела в исправительно-трудовых лагерях на строительстве Беломоро-Балтийского канала, откуда была «актирована» в связи с отморожением ног. С конца декабря 1946 начала работать художником Новгородских специальных научных реставрационно-производственных мастерских: копировала новгородские фрески, выполняла обмеры памятников архитектуры. В декабре 1948 вновь была арестована, освобождена 14 апреля 1949. Реабилитирована посмертно.
Творчество А.Д.Стен представлено на выставке копиями фресок храма Спаса на Нередице и Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре.
Наталья Константиновна Маковская составила описание двух башен острога древней Сумской крепости (до наших дней не сохранились). В 1928–1938 она работала в Русском музее художником-реставратором (в 1928 участвовала в экспедиции по копированию фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре), затем перешла в отдел советского искусства. Блокаду и годы войны Наталья Константиновна провела в Ленинграде. После войны она преподавала на факультете теории и истории искусств в Институте им. И. Е. Репина, вела научно-исследовательскую и преподавательскую работу по технике, технологии живописных материалов и реставрации живописи.
На выставке показана копия фрески Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре, выполненная Н.К.Маковской.