Мода на уединение.
В Нижнем парке Петергофа на аллее, ведущей к павильону "Эрмитаж", открывается выставка "Мода на уединение. К 65-летию открытия музея Эрмитаж после Великой Отечественной войны". Павильон "Эрмитаж" в 1952 году стал первым музеем Петергофа, открывшим свои двери для посетителей после войны. Выставка, размещенная на стендах у входа в музей, расскажет об истории строительства "Эрмитажей" в Европе и всех подобных сооружениях в Российской империи, среди которых самым первым был петергофский Эрмитаж.
"Эрмитаж" (hermitage) в переводе с французского – приют отшельника. Первые отшельники-эрмиты появляются в Европе в IV веке и селятся вдали от людей для молитв и созерцания своего внутреннего мира. Со временем эти уединенные домики, выполняя прежнюю функцию, появляются в садах и парках состоятельных владельцев. К XVII веку они превращаются в увеселительные дворцы.
Европейскую традицию строительства Эрмитажей в Россию перенес император Петр I. Петергофский Эрмитаж возводится на берегу моря с подъемным мостом, креслом и столом. Павильон строится как место, где государь и его ближний круг могли общаться свободно, не придерживаясь придворного этикета. Это позволяло правителю, с одной стороны, наблюдать своих приближенных в неформальной обстановке, раскрывая их мысли и настроения, а с другой стороны, попадание в интимный круг государя, воспринималось как поощрение и возвышение.
Эрмитаж, построенный в Петергофе, небольшой и изящный, стал прототипом всех российских Эрмитажей. Почти каждый российский правитель XVIII века строил свой Эрмитаж, подражая первоначальному образцу, как Петр III, или же, напротив, отрицая его, как Елизавета Петровна. Все аналогичные сооружения строились как дворцы для развлечений, приемов в узком кругу, без снующих между гостями слуг и, непременно, с подъемными механизмами. Мода на Эрмитажи и подъемные столы в России просуществовала до конца XVIII века. В наши дни уникальный подъемный стол павильона Эрмитаж, восстановленный в 2009 году, показывает уровень технической культуры России первой четверти XVIII века.