История с продолжением.

Дата и время мероприятия: 
с понедельник, 27 мая, 2019 (Весь день) по воскресенье, 15 сентября, 2019 (Весь день)
Адрес: 
Петропавловская крепость
Невская куртина
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «История с продолжением. К 275-летию Императорского фарфорового завода». На ней представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и коллекции Императорского фарфорового завода. Многие предметы впервые демонстрируются широкой публике. Кроме того, художники ИФЗ представят свои новые, выполненные специально для данного проекта произведения, посвящённые юбилею предприятия.
Выставка расскажет о творческом пути прославленного петербургского предприятия — Императорского фарфорового завода — со времени его основания до наших дней: о зарождении фарфора в России, изобретении и освоении новых технологий производства и техник декорирования, о мастерах завода и созданных ими произведениях, составляющих сегодня славу отечественного искусства.
Более 1000 фарфоровых изделий XVIII–XXI веков с клеймом ИФЗ, вошедшие в состав выставки, позволят проследить основные тенденции в искусстве русского фарфора на протяжении почти трех столетий.
Начало производству российского фарфора было положено в 1744 году, когда в Петербурге указом императрицы Елизаветы Петровны была организована «Порцелиновая мануфактура». Первыми заказами предприятию стали небольшие изделия, которые преподносились в качестве дипломатических подарков и жаловались приближенным. Помимо них на выставке можно увидеть предметы из первого отечественного («Собственного») сервиза императрицы Елизаветы Петровны.
Эпоха Екатерины II стала временем расцвета фарфорового производства в России XVIII века. Изделия завода этого периода отличаются особым стилем, который базировался на заимствовании особенностей оригинальных греческих и римских произведений искусства. Особой гордостью предприятия в это время стали изготовленные по заказу императрицы «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский» сервизы, предметы из которых также демонстрируются на выставке. Здесь же представлены скульптурные портреты государыни работы французского скульптора Жана – Доминика Рашетта, который на протяжении 25 лет занимал должность модельмейстера завода.
В царствование императора Павла Петровича на предприятии появилась новая традиция — подносить к Высочайшему Двору художественные вещи к праздникам Святой Пасхи и Рождества Христова. На выставке представлены пасхальные яйца с вензелями царствующих особ: императрицы Марии Федоровны, императоров Александра III, Николая II и великой княгини Ольги Александровны.
Ключевой темой фарфорового искусства первой четверти XIX века стало прославление России и ее героев. Выбор сюжетов был продиктован пробудившейся под влиянием событий Отечественной войны 1812 года темой народного самосознания и народного духа. Данную тенденцию наглядно передают представленные на выставке воссозданные предметы из «Гурьевского» («Русского») сервиза. В это же время ведущее место среди императорских заказов заняло производство больших интерьерных ваз, оформленных видовой или батальной живописью, которые также можно увидеть в экспозиции.
Среди экспонатов, представляющих историю предприятия второй половины XIX столетия — предметы, выполненные заводом для многочисленных царских и великокняжеских резиденций, а также императорских яхт. Они отличаются разнообразием художественных форм и оформления.
К началу XX века техническое оснащение Императорского фарфорового завода соответствовало уровню крупнейших европейских предприятий данного профиля. В это время завод продолжал традиции, заложенные в предыдущие эпохи, копировал лучшие образцы старинного фарфора.
Отдельный раздел посвящен советскому периоду в истории предприятия. После революции 1917 года завод не прекратил своего существования и продолжал отвечать запросам времени, формируя в мире образ новой России, поддерживая статус государственной власти на столь же высоком уровне, как и ранее. Перед предприятием встала задача – выработать новые художественные формы, актуальные для новой страны. На заводе было налажено производство агитационного фарфора, в том числе и на старых фарфоровых формах, изготовленных в дореволюционный период, воспроизводились орнаменты и сюжеты в духе наступившей эпохи.
Художественным руководителем Государственного фарфорового завода (название предприятия с 1917 по 1925 год) был С. В. Чехонин. Он разработал дизайн шрифтов лозунгов, написанных на изделиях. Примером могут служить тарелки «Кто не с нами, тот против нас», «Борьба родит героев», «Кубистическая с молотом», «Красная лента». В этот период на заводе работала целая плеяда выдающихся художников и скульпторов: М.М. Адамович, А.В. Щекотихина–Потоцкая, Н.Я. Данько и др. Выполненные ими всего в нескольких экземплярах уникальные авторские произведения — скульптуру, сервизы, чайные и кофейные пары — можно увидеть на выставке.
В истории завода военного времени особое место занимает сервиз «Кобальтовая сетка», созданный А. А. Яцкевич в 1944 году сразу после освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Рисунок из перекрещивающихся линий ассоциируется с заклеенными крест-накрест окнами ленинградских домов. В 1958 году этот сервиз получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. С 1949 года сервиз выпускается массовым тиражом, а рисунок является знаковым для завода.
В послевоенные годы на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова (название предприятия с 1925 по 2005 год) был налажен массовый выпуск фарфоровых изделий. На выставке представлены работы художников и скульпторов 1945–1957 годов: Г. Б. Садикова, А. А. Яцкевич, Ю. В. Охотиной, Н.П. Славиной, А. А. Лепорской, В.Л. Семенова, Л. И. Лебединской, А. В. Воробьевского, Э. М. Криммера, А. Н. Данова, В. М. Жбанова, М. Н. Мох.
Завершает выставку раздел, посвященный современной деятельности предприятия. Сегодня на Императорском фарфоровом заводе работают 24 художника, которые создают новые образцы для ассортиментной коллекции, а также оригинальные авторские произведения. Для мировой художественной промышленности в XXI веке постоянный творческий коллектив – практически уникальное явление. Опытные художники, безукоризненно чувствующие специфику материала, задают пульс художественного развития предприятия.
На выставке можно увидеть работы современных мастеров ИФЗ: фарфоровые ковры и платье Т.М.Чапургиной, уникальные сервизы И. С. Олевской, С. К. Русакова, М. А. Сорокина, композиции ваз В. В. Бакастовой, М. Е. Матвеевой, Н. Е. Троицкой, фарфоровые шахматные комплекты «Война и мир 1812 года» А. А. Данилова и Г. А. Белаш, «Ресурсы» М. А. Сорокина, «Восточный сервиз» Т. Л. Чариной и «Северные сказы» М. Ю. Никольской. Специально для выставки главным художником завода Н. Л. Петровой был выполнен новый арт-объект «Баньки. XXI век» из серии пластов «Баньки». Дополняют этот раздел работы художников, сотрудничающих с ИФЗ, – М. М. Шемякина, А. П. Белкина, И. И. Тарасюка.

Подобные материалы