Выставка «Небесная линия».
Выставочный проект посвящен истории формирования "небесной линии города на Неве" (Д.С. Лихачев), а также проблемам сохранения исторического облика Петербурга в современных условиях. Экспозиция позволяет проследить изменения в образе города с начала XVIII века вплоть до наших дней. В число экспонатов вошли наиболее яркие образцы видовой панорамы в гравюре XVIII-XIX вв., фотографии второй половины XIX-XX вв., афиши и открытки из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Кроме того, на экспозиции представлены фотографии, отражающие актуальное состояние исторического центра города. Выставку дополнят работы современных художников, отобранные в результате открытого конкурса, проведенного Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ». Этот проект – продолжение десятилетнего сотрудничества Государственного музея истории Санкт-Петербурга и «ПРО АРТЕ» в серии выставок, соединяющих объекты из обширной коллекции музея и произведения современного искусства.
Проекты современных художников, поддержанные в рамках выставки:
• "Петрогрань". Автор: Александр Теребенин (Санкт-Петербург). Художник Александр Теребенин, продолжая серию работ "Линия горизонта", представляет неожиданный ракурс границы города и небесного свода. Минимализм прямой линии - горизонтали, символа материи, движения, в земной плоскости — с запада на восток, во времени — из прошлого в будущее, спорит с реальным, привычным контуром города. Эта строгая грань Петербурга - чёрно-белая метафизическая Петрогрань, отсекая всё "лишнее", предлагает зрителю медитативное восприятие окружающего нас пространства.
• "Камера-обскура". Автор: Владимир Григ (Санкт-Петербург). Этот интерактивный объект представляет зрителям реальную классическую панораму Санкт-Петербурга как музейную репродукцию, а также демонстрирует эффект оптической трансформации, возникающий в камере-обскура. На наших глазах оптическое явление переходит в мир виртуальный. Свет, несущий в себе отпечаток объективной реальности, просачиваясь через маленькую дырочку в стене, переходит в виртуальное пространство экспозиции.
• "Рыбий глас: Невское болеро". Автор: Евгений Стрелков (Нижний Новгород). При участии: Дмитрия Хазана, флеш программирование и Алексея Циберева, программирование. Аудиоинсталляция «Рыбий глас: Невское болеро» – буквальное воплощение тезиса «архитектура – это застывшая музыка». Обозреваемая с реки рябь городских крыш, шпилей и куполов превращается в ноты «невского болеро», где архитектурные символы города – Адмиралтейская игла и Петропавловский шпиц, купол Исаакия и Ростральные колонны становятся и музыкальными доминантами.
• "Городские кубики". Авторы: Анастасия Михайлова, Елизавета Истомина (Санкт-Петербург). Молодые художницы, активисты движения «Живой Город», в своем проекте используют принцип детских кубиков или конструктора. На подиуме в выставочном зале хаотично разбросаны модули с изображением фасадов домов набережной Невы, от моста Лейтенанта Шмидта до Дворцового моста. С другой стороны модулей, которые изображают историческую застройку набережной, нарисованы современные высотки. Используя модули в вертикальном, а не в горизонтальном положении, посетители смогут поэкспериментировать с макетами набережных, меняя исторические дома на урбанистические конструкции. При этом будет наглядно продемонстрировано, что современные здания в центральных районах Петербурга могут возводиться только вместо исторической застройки, вытесняя и заменяя её.
Выставка проходит на двух площадках Петропавловской крепости: в залах Невской куртины и на экскурсионном маршруте «Невская панорама».