Выставка «Эдгар Дега Площадь Согласия».

В последнее время эту картину постоянно вспоминают в различных публикациях.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 19 мая, 2012 (Весь день) по четверг, 17 января, 2013 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

"Площадь Согласия" Эдгара Дега – важнейшая веха во французской живописи XIX века. В последнее время эту картину постоянно вспоминают в различных публикациях, затрагивающих тему становления современного искусства, и она действительно резко отличается от подавляющего большинства полотен, создававшихся в 1870-х годах в любой европейской стране.
Этот многофигурный портрет предполагает решение немалого числа загадок. В сущности, неизвестно, при каких обстоятельствах он создан. Картина не датирована, но современные искусствоведы склоняются к тому, что она написана в 1876 году, отметившем наивысший подъем творчества Дега. Она не была заказной и, показывая своих друзей писателя Алеви и художника Лепика с дочерьми, художник представил их участниками непринужденной сцены на самой знаменитой парижской площади. Другой такой композиции ни до, ни после Дега не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал свой шедевр графу Лепику, и до конца столетия картина оставалась неизвестной. Она нигде не экспонировалась, к ней не осталось подготовительных материалов к картине, за исключением маленького рисунка для фона. Не упомянута она ни в одном из дошедших до нас писем художника, ни в воспоминаниях о нем. На "Площади Согласия" в том виде, как она нам известна, подписи нет – внизу картина была обрезана.
Отсутствие подписи долго мешало знаменитому галеристу Дюран-Рюэлю, к которому после Лепика попала "Площадь Согласия", выгодно ее продать, пока ею не заинтересовался знаменитый немецкий коллекционер Отто Герстенберг. После падения Берлина в 1945 году картина в числе других "трофейных" или, как их теперь принято называть, "перемещенных" произведений была отправлена в Советский Союз и оказалась в Эрмитаже. В 1997 году закон, принятый Государственной думой, признал эту картину и другие оставшиеся в России после окончания Второй мировой войны произведения неотъемлемой собственностью Российской Федерации.
С марта 2010 года по май 2011 года в Эрмитаже проходила реставрация картины, чему предшествовало тщательнейшее физическое и химическое исследование холста. Проводилось рентгеноскопирование, макрофотография, съемки в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, съемка в косом свете и т. п. Сама работа, порученная реставратору В.Ю. Бровкину, велась очень осторожно, поэтапно, при постоянном обсуждении тех или иных шагов эрмитажной комиссией по реставрации станковой живописи. Загнутая за подрамник кромка содержала некоторые подробности: каждая фигура имела продолжение. Выпрямленная добавочная полоса потребовала видоизменения подрамника. Подрамник было решено оставить прежним, так как он представлял историческую ценность с теми многочисленными надписями и наклейками, хотя размер картины изменился: по вертикали увеличился на 4 см. Сверху и снизу к планкам подрамника были прикреплены деревянные планки шириной 2 см.
На части живописи, загнутой ранее на подрамник, лак практически отсутствовал. Это позволило предположить, что изначально Дега не покрывал картину лаком, это было сделано после изменения формата картины, когда участок живописи грубо отрезали, а часть живописного полотна шириной 4 см загнута на тыльную сторону подрамника и прибита гвоздями.
Было решено максимально утоньшить этот слой лака, тем более, что он изменял авторский колорит и делал поверхность гладкой и глянцевой, что не соответствовало оригиналу. На контрольном участке живописи была найдена методика работы с лаком, чтобы не затронуть красочный слой. После одобрения Реставрационной комиссией, работа продолжилась и к маю 2011 года после тонирования утрат и покрытия тонким слоем свежего прозрачного лака была завершена. И хотя можно только предполагать, сколько же сантиметров авторской живописи было отрезано и как выглядела композиция изначально, представляется, что проделанная реставрационная работа приблизила картину к тому состоянию, в котором она вышла из под кисти Дега.
Куратор выставки – Альберт Григорьевич Костеневич, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

Материалы из архива: