Русский авангард: механика, конструкция, быт.

Чехонин Сергей Васильевич. Тарелка Кубистическая с молотом. 1919. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. ГМИ СПб.
Клуцис Густав Густавович. Конструкция для лозунгов. 1921–1922. Бумага, хромолитография. Государственный музей В. В. Маяковского.
Родченко Александр Михайлович. Эскиз костюма к постановке Клоп. Бумага, карандаш, чернила. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Родченко Александр Михайлович.  Рекламный плакат для Акционерного общества Добролёт. 1923. Литографский оттиск. Архив А. М. Родченко и В. Ф. Степановой.
Лисицкий Лазарь Маркович. Система театра. 1920–1921. Бумага мелованная, акварель, гуашь, графитный карандаш, черный карандаш, цветной карандаш, чертежные инструменты.  Государственная Третьяковская галерея.
Экспонаты из собрания 14-ти российских музеев.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 11 ноября, 2021 (Весь день) по понедельник, 30 мая, 2022 (Весь день)
Адрес: 
Петропавловская крепость
Инженерный дом
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

11 ноября 2021 года в 13.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт», объединившая экспонаты из собрания 14-ти российских музеев, институтов, архивов и частных коллекций и показывающая, как всеобщее увлечение механизмами, модернизацией производства и техникой нашло отражение в искусстве авангарда конца 1910-х – 1930-х годов и какое влияние оказало на повседневную жизнь человека.

Феномен авангарда является одной из наиболее важных вех в истории ХХ века. В России искусство «передового отряда» достигло своего расцвета в 1920-е годы, совпав с воспеванием технологического прогресса, культом механики и техницизма. Идея создания механизированной среды отвечала основной задаче, возникшей после Октябрьской революции, — формированию нового общества и строительству нового быта, увеличению темпов производства и рабочей силы. Это привело к развитию агитмассовых форм искусства и обращению к образам, понятным обычному человеку. Всеобщее увлечение машинной эстетикой в период с 1917 года и до начала 1930-х годов повлияло, таким образом, не только на художественную, но и повседневную жизнь страны.
На выставке будут представлены архитектурные проекты, эскизы и фотографии театральных декораций и костюмов, произведения живописи и графики, образцы текстиля, керамические изделия и предметы быта, воспевающие индустриализацию и экспериментирующие с новыми, «машинными» формами и объёмами.
Творчество художников-авангардистов обширно представлено работами одного из основоположников конструктивизма Александра Родченко и его жены, художника-дизайнера Варвары Степановой, экспериментировавших не только в области живописи и графики, но и с объемными формами, исследовавших возможности конструкции и плоскости. Перекликаются на выставке с работами Родченко и Степановой пространственно-динамические конструкции Густава Клуциса. Как и многие авангардисты он стремился ликвидировать отрыв искусства от индустрии и бытовой среды. Спроектированные им технические сооружения представляли собой настоящие произведения искусства.
С середины 1920-х годов Александр Родченко занимался фотографией, основу которой составляли ракурсные изображения архитектуры. На выставке можно увидеть эксперименты художника в этой области.
Понятие «производственное искусство» приобрело ясные очертания на страницах журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств), выходившего с марта 1923 года под редакцией Владимира Маяковского. Этот журнал стал единственным советским изданием, где на равных правах обсуждались вопросы искусства, производства, литературы, кино, рекламы, фотографии и театра. Все номера «ЛЕФа» и «Нового ЛЕФа» (1927–1928) были оформлены Александром Родченко. Обложки этих журналов можно увидеть на выставке.
Плакатное искусство эпохи авангарда широко представлено знаменитыми плакатами «Окна РОСТА», которые создавались в Москве и Петрограде и оказали значительное влияние на развитие советской социально-политической графики, в том числе и карикатуры.
В петроградских «Окнах РОСТА» (1920–1921) традиции лубочного рисунка уже сочетались с новаторством авангардизма. Плакаты, выпущенные в период НЭПа, продвигали продукцию госпредприятий и создавались представителями «левого» искусства: Александром Родченко, Варварой Степановой, Антоном Лавинским.
С началом индустриализации в 1929 году на плакатах появились призывы к укреплению индустриальной мощи страны, увеличению темпов производства, наиболее тиражируемыми стали изображения заводов, фабрик и рабочих, все чаще стал использоваться метод фотомонтажа, адептами которого стали Густав Клуцис, Сергей Сенькин, Валентина Кулагина, Дмитрий Буланов и др.
Отдельный интерес на выставке представляют архитектурные проекты общественных и производственных зданий, выполненные в 1920–1930-х годов для Москвы, Ленинграда и других городов известными архитекторами Александром Никольским, Владимиром Гальпериным, Андреем Олем, Сергеем Некрасовым и другими. Среди представленных графических листов проект круглой бани в Лесном (1925), макет хлебозавода на Кушелевке, конкурсный проект Дома жилищной коммуны на 2000 человек в Ленинграде (1930), конкурсный проект Ленинградского зоопарка (1931), проект Международного Красного Стадиона на Ленинских горах (1925), проект Дворца Труда в Москве (1922) и пр.
Неотъемлемым компонентом авангардной культуры стало художественно-декоративное оформление городов к революционным праздникам. Эскизы убранства, соответствующие духу нового времени, выполнялись самыми известными художниками и архитекторами: Натаном Альтманом, Кузьмой Петровым-Водкиным, Борисом Кустодиевым, Владимиром Лебедевым, Иосифом Лангбардом, Владимиром Щуко и другими.
Во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов декоративным оформлением Ленинрада занимался ИЗОРАМ (объединение «ИЗО рабочей молодежи») во главе с Моисеем Бродским. Группа состояла из художников, которые не имели профессионального образования, многие из них работали на заводах и фабриках. Сюжетные композиции этого периода с изображением рабочих, машин, заводов и движущихся установок представляют собой самостоятельные художественные произведения и становятся своеобразной машинерией городской сцены.
Выдающимся с художественной точки зрения стало оформление Ленинграда к празднованию годовщин Октябрьской революции и 1-го Мая. Эскизы и фотографии оформления города к этим датам, а также другим праздникам, можно увидеть на выставке.
Развитие индустриальной культуры и промышленности способствовало изменениям и во всех прикладных сферах. Руководствуясь принципом утилитарности, художники задумались о создании нового, функционального типа одежды. Так появилась прозодежда — рабочая одежда для людей, занимавшихся производственной деятельностью во всех сферах. На выставке представлены эскизы костюмов и образцы тканей с абстрактными рисунками, выполненными художниками-конструктивистами.
Однако наибольшую популярность среди населения получил текстиль с сюжетно-тематическими изображениями, более известный как агиттекстиль. Современники не умаляли его роль, утверждая, что текстильный орнамент может стать орудием массовой агитации. Так, в качестве сюжетно-тематических рисунков новых тканей использовались символы труда, детали машин, силуэты самолетов, повторяющиеся изображения заводов, тракторов, рабочих. На выставке можно увидеть образцы ткани с агитационными орнаментами «Фабричный гудок», «Трактора», «Индустриальный мотив» «Красноармейцы на лыжах» и многие другие.
Новый тип одежды использовался и на театральной сцене. Применяя характерные приемы создания прозодежды, художники с помощью костюма подчеркивали тот или иной типаж героя. Активно экспериментировали в этой области Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова, Александра Экстер.
Большой раздел выставки посвящен театральным постановкам эпохи авангарда. Премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем» состоялась 3 декабря 1913 года в «Луна-парке» в Санкт-Петербурге, став одним из важнейших событий в истории русского авангарда. Либретто оперы было написано Алексеем Кручёных, музыка – Михаилом Матюшиным, пролог — Велимиром Хлебниковым, а художественное оформление постановки выполнил Казимир Малевич. Главная тема оперы, как писал Алексей Кручёных, — «победа техники над космическими силами и биологизмом».
В 1920–1921 годах к опере «Победа над Солнцем» обратился Лазарь Лисицкий. В его проекте актеров заменили «фигурины» — огромные марионетки, которые приводились в движение электромеханической установкой. Проект Лисицкого так и не был осуществлен. Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», выполненные Казимиром Малевичем и Лазарем Лисицким, можно увидеть на выставке.
Особое внимание на выставке уделяется постановкам знаменитого театрального режиссера, родоначальника «биомеханики» Всеволода Мейерхольда. Здесь представлены эскизы костюмов, декораций и фотографии сцен спектаклей «Великодушный рогоносец» (1922), «Смерть Тарелкина» (1922), «Земля дыбом» (1923), «Лес» (1924), «Д. Е.» («Даёшь Европу!») (1924), «Мандат» (1925), «Горе уму» (1928) и др.
Интересны проекты оформления сцены и костюмов к неосуществленной постановке Мейерхольда по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1922), разработанные Сергеем Эйзенштейном. Механического вида конструкции, придуманные художником, имели строгие геометрические формы и соединялись между собой веревками и тросами. Своим внешним видом «игровая машина» напоминала цирковое снаряжение, включая в себя движущиеся лифты и тротуары, цирковые трапеции, канаты и другие механизмы. Эйзенштейн объявил конструкцию «универсальной супрематической установкой для всякой пьесы».
На выставке также можно увидеть афиши, макеты декораций и эскизы костюмов к пьесам Владимира Маяковского «Клоп» (1929) и «Баня» (1930), созданные художниками Александром Родченко, Александром Дейнекой и Сергеем Вахтанговым, а также афишу к пьесе «Бунт машин» (1924), написанной Алексеем Толстым под впечатлением научно-фантастического произведения чешского писателя и драматурга Карела Чапека «R.U.R».
Ярким примером увлечения «машинерией» в кинематографе стал фильм «Аэлита» (1924), представляющий собой вольную экранизацию одноименной научно-фантастической повести Алексея Толстого, выполненную режиссером Яковом Протазановым. В основе романа лежало противопоставление цивилизаций Марса и Земли. Марсианские декорации были выполнены художником Виктором Симовым в духе конструктивизма. Над костюмами изначально работал Исаак Рабинович, позднее была приглашена Александра Экстер. Эскиз костюма марсианина к кинофильму «Аэлита» представлен на выставке.

Организатор проекта: Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Участники проекта: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный музей В. В. Маяковского, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Московский архитектурный институт, Архив А. Родченко и В. Степановой, Исторический архив ОАО «Трехгорная мануфактура». Музей выражает особую благодарность А. Н. Лаврентьеву, А. Н. Селивановой, Г. А. Каревой и А. А. Коноплёву за помощь при подготовке выставки.

Материалы из архива: