Выставка «От Дуная до Камчатки».

В Рафаэлевском зале Научно–исследовательского музея Российской академии художеств открывается выставка акварелей Александра Николаевича Васильева.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 23 августа, 2013 (Весь день) по воскресенье, 22 сентября, 2013 (Весь день)
Адрес: 
Университетская наб., д. 17
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Рафаэлевском зале Научно–исследовательского музея Российской академии художеств открывается выставка акварелей Александра Николаевича Васильева.
Александр Васильев – человек удивительной судьбы. И дело здесь не в особых обстоятельствах его жизни. Судьбу определяет характер. Ведь даже талант не всегда оказывается залогом успеха. И талантливый человек может не состояться в силу разных причин: неких личностных качеств, ввиду несоразмерности задач с индивидуальными возможностями, разлада с миром или средой, в которых суждено жить и работать. Художник должен ощущать внутреннюю сопричастность времени, в котором довелось родиться, и масштаб личности должен соответствовать масштабу задач, стоящих перед ним. Васильев – пример именно такой сопричастности и такого соответствия.
Художник-архитектор по образованию, он посвятил себя раз и навсегда избранному делу. Не каждому удается, однажды избрав свой путь, осознав свое призвание, оставаться верным ему до конца, служить ему верно и преданно, не боясь ни трудностей, ни творческих неудач. Это под силу лишь сильным характерам, цельным натурам.
Александр Васильев родился в Казани 26 января 1930 года. С детства любил рисовать. Параллельно с общеобразовательной, занимался в художественной школе при казанском художественном училище. Закончив восемь классов, поступил в училище, но после второго курса ушел из него и вернулся в школу: понял, что хочет быть не художником, а архитектором, а для этого нужны точные науки, объем которых в училище недостаточен. Окончив десятилетку и получив аттестат, он в 1948 году поступил в ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на архитектурный факультет. Уже этот шаг совсем еще юного человека говорит о многом: об умении точно сформулировать задачу и предпринять нужные шаги для ее решения.
В институте Васильеву очень повезло с учителями: на первом курсе он учился рисунку у С. Л. Абугова – блестящего рисовальщика и педагога, на втором – у Пена Варлена, преподававшего впоследствии рисунок на живописном факультете в театральной мастерской. Живопись вела О. А. Виноградова, а архитектурную графику С. Я. Турковский – признанный мастер своего дела. Архитектурному проектированию, начиная с третьего курса, Васильев обучался в мастерской Е. А. Левинсона. В июле 1954 года он получил диплом художника-архитектора и был приглашен на работу в ленинградский филиал института Гидропроект, что и определило всю его дальнейшую жизнь, круг профессиональных задач и творческих интересов.
Работа в Ленгидропроекте открывала перед молодым архитектором широкие перспективы для самореализации и профессионального роста. Нужно было быть готовым решать задачи различной степени сложности. Проектирование технических сооружений необходимо было сочетать с планировкой поселков на необжитых территориях нового строительства с учетом особенностей местного ландшафта. Все это требовало не только знаний, но и творческого подхода.
Неустанный поиск сопровождает любой созидательный процесс. Работа архитектора, помимо владения ремеслом, предполагает наличие образного мышления. И не важно, что предстоит построить – дом, город или электростанцию на горной реке. Важно, каким будет подход. Именно созиданием 58 лет занимался Александр Васильев. При его участии как главного архитектора проектов на территории России от Калининградской области и Кольского полуострова до Камчатки возведено более 20 гидротехнических комплексов и выполнено около 40 перспективных проектных разработок. Среди них: каскад из семи ГЭС на реке Сулак и ее притоках в Дагестане, Серебрянские ГЭС-1 и ГЭС-2 на реке Вороньей на Кольском полуострове, Мамаканская ГЭС в Иркутской области, Колымская ГЭС в Магаданской области, подземная Усть-Хантайская ГЭС на Таймыре, Бурейская ГЭС в Приамурье, каскад ГЭС на Камчатке и целый ряд других. И практически при каждой ГЭС спроектирован и возведен поселок для будущих сотрудников станций.
Масштаб осуществленного, реализованного поражает воображение. Но еще больше поражает то, что все эти годы наряду с архитектурным творчеством, Васильев занимался творчеством художественным. Разработка сложнейших с технической точки зрения проектов, ответственность за их выполнение, все более возраставшая по мере карьерного роста – все это, казалось, должно было полностью поглотить его время, силы, заставить забыть о том, что он еще и художник. Но этого не произошло. Всегда и везде он находил время и возможность остаться наедине с природой, запечатлеть увиденное в многочисленных рисунках, набросках, акварелях.
Побывав в разных краях необъятной страны, открывая для себя их неповторимый колорит и природные особенности, Васильев испытывал потребность поделиться с окружающими своими впечатлениями, чувствами, настроением. Ему довелось увидеть такие живописные, первозданной красоты места, которые будто специально были созданы природой для глаза и кисти художника. Суровое величие горных вершин, шум бурных рек и грохот водопадов, причудливые очертания скал и освещенный заходящим солнцем лес, в котором не ступала нога человека – какой художник устоит от соблазна запечатлеть всю эту красоту, тем более что именно ему, но уже в качестве архитектора, предстояло преобразовать этот мир первозданной природы, подчинив его нуждам и потребностям людей.
Иногда Васильев возвращается к одному и тому же мотиву неоднократно, меняя точку обзора, ракурс, широту охвата. Увлекает его и возможность наблюдать этот мотив при разном освещении или различных состояниях природы. Смена времен года – еще один калейдоскоп перемен. Красочное богатство осеннего увядания сменяется искрящейся белизной занесенных снегом равнин, хрустальной хрупкостью деревьев. Весеннее пробуждение – одно из самых волнующих состояний, всегда привлекавших художников своей жизнеутверждающей силой.
Особо следует отметить работы, передающие величественную красоту больших русских рек – Волги, Камы, Енисея – с широкой панорамой берегов и необозримыми далями. В них отчетливо прослеживается эпическое начало, ощущение извечного превосходства природы над человеком, несмотря на все его попытки изменить привычный ход вещей. Для этих работ художник использует особый горизонтальный формат в два или три альбомных листа.
Таким образом, на протяжении нескольких десятилетий сформировалась коллекция, насчитывающая более 600 произведений. Большую ее часть составляют акварельные этюды Дагестана, Кавказа, Кольского полуострова, Сибири, Тунгузки, Колымы, Камчатки, Приамурья – тех районов, где строились ГЭС. К ним постоянно добавлялись этюды с мест отдыха: пригородов Санкт-Петербурга, Ладоги, Свири, Луги, Пскова и Новгорода, Волги, Казани, Камы, Крыма, Прибалтики, Дуная. В совершенстве владея техникой акварели, Васильев чаще всего обращался именно к этому материалу. Но есть у него и опыт использования темперы и пастели. В 1980 году именно темперой были выполнены 22 работы по заказу министерства энергетики Дагестана. А в 1982 году 6 работ, тоже посвященных Дагестану, были приобретены музеем истории Ленинграда. Около 60 работ художника находятся в частных коллекциях.

Материалы из архива: