Геля Писарева.
«Геля Писарева в основном известна своими раскрашенными деревянными скульптурами, которые она стала расписывать в середине 80-х, открыв для себя красоту древнерусской пластики. С тех пор основным сюжетом её скульптурных композиций являются русские женщины, «бабки», как сама художница их называет. «Если весь мир населить бабами, детишками и ангелами он станет абсолютно гармоничным», – говорит Геля. Цвет придаёт её фольклорным персонажам, как будто вышедшим из народной ярмарочной жизни, невероятную теплоту, чувствуется, что Геля внутренне связана со своими скульптурами, поэтому образ женщины с ребёнком у неё как-то естественно ассоциируется с Богородицей (в центре экспозиции на выставке представлена большая скульптура «Мадонна с младенцем»). По словам Гели, один из её предков «был богомаз», но её Богородица и множество ангелов населяющих её замечательный дом-мастерскую в Коломягах не иконы в строгом церковном значении, хотя она и использует приёмы русской иконописи, соединяя их с фольклорной традицией; видимо, это пришло из детства, проведённого во время эвакуации на Украине, где издавна расписывали домашнюю утварь и мебель, используя орнаменты и образы животных.
… Её живописные и графические работы проникнуты тонким лиризмом и стремлением к завершённости образа. «Я всегда стремилась делать наброски, чтобы потом и в живописи, и в графике получалось как в Древнем Египте, знак дома, знак дерева… дойти до знака иногда получается…». Вероятно, поэтому венецианская графика Гели Писаревой наполнена особой минималистической изысканностью, аристократизмом формы, когда всё лишнее уже отсечено: «Карнавалы – это были белые маски и чёрные одежды, поэтому графика». Геля вообще смело экспериментирует с материалом, создавая коллажи на ткани и расписывая детские игрушки, а её небольшие по размеру фигуры обрастают интерьерными деталями, превращаясь в многоярусные скульптурные композиции.
Сегодня деревянные скульптуры Гели Писаревой представлены в Третьяковской галерее, Музее современного искусства, Русском музее и Музее городской скульптуры в Санкт–Петербурге; частных коллекциях в России и за рубежом. Она удивительно точно определяет секрет своего творческого долголетия: «Когда я начинала заниматься живописью, я писала на том, что попадётся под руку – на досках, фанере, потом нашла брошенные двери, и на них стала писать, самое главное слушать, прислушиваться к природе, любить её и радоваться каждому дню, каждому утру…»
М.Д.