О, море, море!

Алисов М.А. Море. Конец XIX в. - первая четверть XX в.
Беггров А.К. Петербург. Вид на Неву. 1912.
Боголюбов А.П. Лунная ночь на море. 1874.
Боголюбов А.П. Морской вид. 1880-е.
Блинов Л.Д. Прибытие русской эскадры на тулонский рейд. 1895.
Лагорио Л.Ф. Вид Кронштадтского рейда. 1876.
Лагорио Л.Ф. Морской берег. 1879.
Лагорио Л.Ф. Старая Ладога. Никольский монастырь и крепость святого Георгия. 1843.
Лагорио Л.Ф. Устье реки Дона. 1860-е.
Айвазовский И.К. Волна. 1889.
Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850.
Водная стихия в произведениях русских художников XVIII – XX веков.
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 26 июля, 2025 (Весь день) по воскресенье, 26 октября, 2025 (Весь день)
Адрес: 
наб. канала Грибоедова, 2
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Русском музее открылась масштабная выставка «О, море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII – XX веков», посвященная необъятным морским просторам нашей Родины и русским морякам. Открытие экспозиции приурочено ко Дню Военно-Морского Флота России. В состав выставки вошли более 120 произведений из собрания Государственного Русского музея, среди которых много шедевров первого ряда.
Выставка иллюстрирует историю становления и развития жанра морского пейзажа – марины – в русской живописи от XVIII до начала XXI века.
«Выставка посвящение всем морякам, рыбакам, романтикам моря и нашему городу, морской столице России, которая без моря, морского духа, уважения и любви к морякам совершенно немыслима.
Когда мы окунулись в фонды маринистов, которые сосредоточены в собрании Русского музея, мы сами изумились тому, сколько художников, а мы берем отрезок с XVIII по XX век включительно, всех жанров, работающих в разных техниках, писали о море. Тогда мы поняли, что тема маринистики для Петербурга и Русского музея является таким же безбрежным морем, как тот образ, который лег в основу этой выставки.
Все, что вы увидите, это наше собственное богатейшее собрание. У нас один музей-партнер – Центральный военно-морской музей имени Петра Великого, предоставивший навигационные приборы, флаги и якоря. Это позволило дать нашей художественной выставке истинно морское обрамление», – генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Морская даль, океан и прибрежный ландшафт всегда были и до сих пор остаются одной из наиболее распространенных тем мирового изобразительного искусства. В русской живописи эта тема ярко персонифицируется творческой личностью великого Ивана Айвазовского. Его всемирно известные шедевры из собрания Русского музея «Девятый вал» и «Волна», поражающие воображение мощью и красотой, – жемчужины выставки.
Айвазовский писал море по памяти: каждую волну, буйство стихии или тихую гладь воды он воспринимал как уникальное мгновение, которое невозможно повторить дважды. Поэтому он не сидел на берегу с мольбертом, ловя природу с натуры, а воспроизводил на холсте свои воспоминания. Мастер творил в технике «алла прима», то есть завершал картину в один сеанс.
Море привлекало внимание множества талантливых мастеров романтического направления: Андреем Мартыновым, Александром Орловским, Сильвестром Щедриным и Платоном Бориспольцем были созданы великолепные полотна.
Работы выдающихся художников Алексея Боголюбова, Константина Круговихина, Александра Дорогова и Льва Лагорио демонстрировали собственное понимание темы моря, расширив границы жанра новыми темами, изобразительными мотивами и техническими приемами.
Для русской маринистической живописи трудно переоценить значение творчества Боголюбова. В начале своего творческого пути он увлекся методами старшего современника – Ивана Айвазовского. Когда состоялась их первая встреча, Айвазовский ободрил молодого художника и порекомендовал работать импровизационно. Он сказал: «Я так пишу, ибо свежее этого ничего нельзя воспроизвести».
Но со временем Алексей Боголюбов выработал свой собственный стиль, близкий реалистическому мировоззрению с использованием опыта зарубежных мастеров. Художественные критики противопоставляли двух великих маринистов друг другу: шедевры Айвазовского называли романтическими воспоминаниями о природе, а произведения Боголюбова – флотской будничной правдой.
Развитие традиций маринистики продолжилось и в советский период. Сергей Герасимов, Василий Шукаев, Борис Яковлев и другие мастера внесли вклад в создание мощных образов моря, соединяющих художественную достоверность с поэтическим восприятием природы.
Отдельное внимание на выставке уделяется созданию портретов отважных моряков и трудолюбивых рыбаков. Работы таких мастеров, как Федор Богородский, Борис Ермолаев, Владимир Лебедев, запечатлевшие выразительность лиц и силу характера героев, связавших жизнь свою с морем, обогатят экспозицию так же, как и бронзовые и мраморные фигуры работ знаменитых скульпторов Федота Шубина, Матвея Чижова, Михаила Аникушина и других.
Многие маринисты были профессиональными моряками – Алексей Боголюбов, Александр Беггров, Николай Гриценко и другие. Это связано с тем, что в XIX веке рисование считалось важной частью образования морских офицеров наряду с точными науками.
Русский музей благодарит Центральный военно-морской музей имени Петра Великого, предоставивший экспонаты, создающие настрой достоверности трактовки морской темы: якоря, судовой колокол и навигационные приборы.
Выставка «О, море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII – XX веков» работами крупнейших отечественных живописцев эмоционально раскрывает мощь и многогранность морской стихии, а главное – силу духа ее героических покорителей.

Материалы из архива: