Салоны Дидро.

Жан-Баттист Грёз. Паралитик.
Жан-Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств.
Огюстен Пажу. Монумент в память ландграфини Анастасии Гессен-Гомбургской (1730–1809).
Выставки современного искусства в Париже XVIII века.
Дата и время мероприятия: 
с пятница, 8 декабря, 2023 (Весь день) по воскресенье, 17 марта, 2024 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Николаевском зале Зимнего дворца (зал №191) работает выставка «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века».
Совместный проект Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина знакомит с выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры – получивших название Салонов – и их критическими обзорами, сделанными знаменитым философом и мыслителем эпохи Просвещения Дени Дидро (1713–1784). Обзоры парижских выставок современного искусства Дидро стали не только образцом блестящей и нелицеприятной критики, но и незаменимым источником для понимания искусства XVIII столетия.
«Оказалось, как того и следовало ожидать, полноценный рассказ о парижских Салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого – сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что, всякая выставка о Дидро – об Эрмитаже тоже», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Представленные в Николаевском зале Зимнего дворца произведения искусства погружают зрителя в атмосферу парижских Салонов XVIII столетия – периодических публичных выставок, инициированных французской Королевской академией живописи и скульптуры в 1667 году при Людовике XIV. Экспонаты выставки раскрывают важнейшие страницы их «биографии» – начиная с предыстории появления Салонов в XVII веке вплоть до XIX столетия, не ограничиваясь выставками, которым посвятил свои статьи Дени Дидро в период с 1759 до 1781 годы.
Несмотря на официальный характер Салонов, они достаточно полно отражали развитие французского искусства в эпоху Дидро и, без сомнения, стояли выше других художественных выставок, число которых в Париже этого времени было невелико. Салоны Королевской академии живописи и скульптуры не только стали источником вдохновения и примером для организации выставок в других европейских столицах, но и во многом определили принципы современной выставочной и экспозиционной деятельности.

Экспозиция включает более 200 произведений, среди которых картины и рисунки таких прославленных художников, как Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грёз, Карл Ванлоо, Клод Жозеф Верне, Юбер Робер, Жан-Батист Симеон Шарден, Никола Ланкре и Жак Луи Давид; скульптура работы Жан Антуана Гудона, Этьена Мориса Фальконе и его ученицы Мари-Анн Колло (создавшей мраморный портрет Дени Дидро); гравюры и рисунки, медали, предметы декоративно-прикладного искусств, а также ещё одни свидетели эпохи – книги и рукописи, как самого Дидро, так и его современников, связанные с Салонами XVIII века. Перед зрителем предстаёт панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающая по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом.

Кураторы выставки – научные сотрудники Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Анна Виленская и Екатерина Дерябина; Отдела искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Анна Сулимова.
Автор концепции выставки – Анна Сулимова, заведующая Отделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хранитель французской живописи XVI – первой половины XIX веков.
Готовится к изданию научный каталог, авторы – крупнейшие специалисты по французскому искусству XVIII столетия, искусствоведы и историки, научные сотрудники и хранители музеев. Государственного Эрмитажа: Сергей Андросов, Екатерина Дерябина, Карина Красильникова; Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Анна Сулимова, Виталий Мишин, Юлия Краснобаева; Российской национальной библиотеки: Сергей Королёв, а также Сергей Карп - директор Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН, и Жорж Дюлак - представитель Института исследований эпохи Возрождения, Классицизма и Просвещения Национального центра научного исследования, Франция.

Дени Дидро (1713–1784) – один из самых глубоких и разносторонних представителей французского Просвещения XVIII века, философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. В своих «Салонах» Дидро в живой и доступной форме поднимает самые глубокие вопросы философии, эстетики и истории искусства, а его образные, точные описания картин и скульптур сделаны так, что у читателя создаётся яркое впечатление о произведении, которое он как будто видит своими собственными глазами.
Обзоры Салонов Дидро составлял для «Литературной корреспонденции» – популярного издания, основанного его другом, известным просветителем, критиком и дипломатом Мельхиором Гриммом. Журнал был рукописным, выходил небольшим тиражом (не более 15–20 экземпляров) и сообщал парижские культурные новости европейским дворам, пристально следившим за первой столицей мира. Среди подписчиков журнала была императрица Екатерина II.
Дидро серьезно относился к роли критика и корреспондента коронованных особ Европы. Чаще всего он успевал посетить экспозиции Салонов до официального открытия и затем возвращался к ним неоднократно. Одновременно Дидро приступал к заметкам, в которых знакомил своих читателей с Салоном и представленными художниками. Благодаря ему каждая выставка становилась ярким событием в художественной жизни столицы. Свобода, с которой Дидро рассуждал об искусстве и современных художниках, во многом объясняется тем, что круг читателей журнала был достаточно узок. На протяжении 1760-х годов его рецензии были настолько важным разделом этого журнала, что отрывки из них отдельно распространялись среди друзей и зачитывались в престижных парижских литературно-художественных салонах.
«Будь благословенна память того, кто, основав эту публичную выставку живописи предоставил всем сословиям и, главное, людям тонкого вкуса полезное занятие и славный досуг, предотвратил, возможно, на целое столетие упадок живописи и помог народу стать более сведущим и искушенным в живописи! Расцвету всех искусств способствует гений одного человека, а развитый вкус народа совершенствует мастерство всех художников», – писал Дидро в одном из своих критических обзоров.

Первая часть экспозиции посвящена рождению выставочной деятельности как таковой. Картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, кабинеты коллекционеров или лавки торговцев искусством знакомят с периодом, предшествовавшим регулярным парижским выставкам, организованным французской Королевской академией. Экспонаты этого раздела, также расскажут и о начальном этапе проведения академических выставок: от демонстрации в Пале-Рояль и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего название амбициозному проекту академиков, которое впоследствии стало синонимом слова «выставка».
Следующий раздел посвящён публичным показам художественных произведений в Лувре в XVIII веке и охватывает столетний период, от выставки состоявшейся в 1699 году до Салона 1799 года. Представлены работы, некогда собственноручно отобранные их создателями – художниками, скульпторами и рисовальщиками, медальерами – для демонстрации на Салонах, как наиболее заслуживающие этой чести. Многие предметы происходят из знаменитых собраний Екатерины II и Павла I, графа А. С. Строганова, И. И. Шувалова и князя Н. Б. Юсупова, светлейшего князя А. А. Безбородко, князей Голицыных и Воронцовых-Дашковых. Расположение экспонатов следует принципам хронологического порядка Салонов.
С произведениями знаменитых мастеров соседствуют печатные издания и документы, редкие образцы художественной критики XVIII столетия и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция». На выставке представлены сопровождавшие Салоны каталоги-livrets: краткие буклеты из четырёх страниц и более подробные издания, содержащие кроме имён художников информацию о произведениях и их владельцах. Особое значение имеют книги, в том числе из библиотеки Дидро, приобретённой у него императрицей Екатериной II, а также документы, включающие ценнейшие автографы самого философа. Цитаты из критических комментариев Дидро представлены на выставке в экспликациях и развёрнутых этикетках, демонстрируя связь между текстом и визуальным образом.
Завершает экспозицию воображаемый кабинет Дидро, каким он мог бы быть в доме на улице Таранн в Париже, воссозданный по описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», опубликованной в выпуске «Литературной корреспонденции» от 15 февраля 1769 года. Благодаря обширному эрмитажному собранию предметы обстановки подобраны максимально достоверно в соответствии со вкусами эпохи, а сам хозяин предстаёт как наделённый благородным вкусом коллекционер, к чьим суждениям прислушивалась вся просвещенная Европа.
Со времен выставки «Россия – Франция. Век Просвещения» (1987) в России не было подобных выставок, столь широко представляющих зрителю французское искусство XVIII столетия. В состав новой экспозиции вошли произведения из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а также Русского музея, Исторического музея, музеев-заповедников «Архангельское», «Павловск», «Останкино и Кусково», Тверской картинной галереи и Угличского историко-архитектурного и художественного музея, Художественного музея Ярославля, Новосибирского государственного художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск). Значительный историко-документальный материал, отражающий атмосферу века Просвещения, предоставлен Российским государственным архивом древних актов (Москва) и Российской национальной библиотекой (Санкт-Петербург).

Материалы из архива: