Выставка «В содружестве искусств».
В Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца открыта выставка из цикла «Поднесение к рождеству» - «В содружестве искусств. К 275-летию основания Императорского фарфорового завода».
Ретроспектива изделий первого в России Императорского фарфорового завода, представляет подлинные шедевры из собрания Государственного Эрмитажа и российских музеев, а также современный авторский фарфор действующего предприятия.
Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод», Государственного Русского музея, Государственных музеев-заповедников: «Павловск», «Петергоф», «Царское Село», Музея «Усадьба Кусково XVIII века».
Императорский фарфоровый завод был основан императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году. Именно здесь был раскрыт китайский секрет фарфора и налажено его производство из отечественных материалов. Являясь собственностью семьи Романовых, завод работал по заказам Высочайшего двора. Фарфор Императорского завода украшал резиденции царской семьи, служил важнейшим церемониям, преподносился в качестве дипломатических даров, участвовал в международных выставках. Прославили завод художественные изделия. Именно благодаря им он стал гордостью и национальным достоянием России.
Развиваясь в русле приходящих европейских стилей, фарфор императорского завода создавался «в содружестве искусств», воплощая идеи мировой культуры в области скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. Выставка представляет фарфор барокко, классицизма, ампира, стилей историзма и модерна. В составе экспозиции фарфоровые сервизы, вазы, настольные украшения, декоративные тарелки, фарфоровые композиции, образцы мелкой пластики, всего более 400 фарфоровых произведений, созданных мастерами завода с момента его основания до наших дней.
Самым ранним экспонатом на выставке является «Чаша с рельефной виноградной лозой», отмеченная личным клеймом создателя отечественного фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова. Не ранее 1756 года был создан первый русский столовый ансамбль ‒ Собственный сервиз Елизаветы Петровны, предназначенный для личного пользования императрицы. Рокайльно-барочный ансамбль украшен золоченой «трельяжная решеткой» с пурпурными незабудками, декорирован лепными гирляндами из роз.
Со времен Екатерины Великой русский фарфор занимал значительное место в жизни Зимнего дворца и других резиденций. Произведения украшали парадные и жилые интерьеры, дополняли антураж официальных церемоний и семейных праздников. «Белое золото» царей использовалось также для дипломатических даров, которые подчас вручались непосредственно в зимнедворских залах.
В этот период на Императорском фарфоровом заводе создаются уникальные сервизы. Сервизные ансамбли были связаны с именами и личными вкусами венценосных заказчиков и их ближайшего окружения, а также с памятными событиями. Сервизы заказывались для нужд Двора или поступали в качестве рождественских и пасхальных поднесений семье Романовых.
Собрание Государственного Эрмитажа позволяет проследить историю создания и бытования сервизов; стилистическую эволюцию форм, пластического и живописного декора; развитие и технологические достижения придворного предприятия. В составе экспозиции предметы из парадных сервизов: Орловского (1770), Кабинетского (1793-1801), Сервиза Великого князя Константина Николаевича (1848), Рафаэлевского (1883-1903), Пурпурового (1904-1908).
Совершенство мастеров Императорского завода в живописи на фарфоре демонстрируют парадные дворцовые вазы и пласты с копиями произведений из собрания Эрмитажа. В качестве источников изображений использовались лучшие полотна из галереи Эрмитажа, а также иных именитых собраний. Среди них фарфоровый пласт «Отдых на пути в Египет» (середина XIX в.), созданный по одноименной картине Бонифацио Веронезе (1487-1553). В искусстве русского фарфора парадные вазы с копийной росписью знаменовали вершину «николаевского ампира» конца 1820-х – 1840-х годов. Наиболее часто на фарфор копировали картины голландцев — Ф. Мириса, Г. Терборха, Г. Доу, Ф. Ваувермана, причем размеры копий менялись в зависимости от величины фарфорового предмета. На выставке можно увидеть парные вазы с «картинной» живописью времени правления Николая I (1834) с изображением с картин «Игра в трик-трак» Яна Стена и «Посещение мастерской художника» Квиринга ван Брекеленкама (автор росписи мастер фигурной живописи В. Ф. Мещеряков); а также вазы 1860-х годов и начала XX века.
К жанру исторической живописи можно отнести сюжеты военной тематики, которые присутствуют в изделиях Императорского завода с XVIII века. Производство «военных» тарелок с «мундирами русской армии» началось на петербургском фарфоровом заводе при императоре Александре I после Отечественной войны 1812 года и стало традиционным для каждого нового царствования. Фарфоровые вазы, тарелки с росписями, связанными с военной историей, являются своеобразными документами, сохраняя память о победах и памятных событиях, видах армейских и гвардейских войск и военных реформах.
Фарфор, посвященный многонациональной России, выпускался в XVIII, XIX веках и начале XX столетия. Образы народностей страны запечатлены в росписях и пластике Гурьевского (Русского) сервиза (1809-1816), а также в двух больших сериях фигур ‒ «Народности России». Первая создана во время правления императрицы Екатерины II, в 1780–1790-е годы, по моделям Ж.-Д. Рашетта; вторая исполнена в 1907–1915 по заказу императора Николая II по моделям П. П. Каменского.
После революции художественные традиции производства сохранялись, и фарфор завода, который стал государственным, отразил основные этапы развития советского искусства. Экспозиция представляет разнообразие художественных направлений, тем и стилей которые нашли свое воплощение в изделиях советского периода. Это лозунги агитационного искусства и образы революционного Петрограда, авангардные формы и росписи супрематистов, изысканные работы в стиле объединения «Мир искусства», метод социалистического реализма, минималистические росписи времени хрущевской оттепели, изящные изделия костяного фарфора, авторские работы наиболее ярких заводских художников второй половины ХХ века. Один из самых знаменитых созданных на заводе сервизов ‒ сервиз «Кобальтовая сеточка» (1944). В юбилейный для Императорского фарфорового завода год легендарной росписи, созданной Анной Яцкевич, исполнилось 75 лет. С 1950 года сервиз тиражируется на заводе, в 1958 году он был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Сервиз стал своеобразной «визитной карточкой завода» и знаковой частью культуры Санкт-Петербурга XX столетия.
Выставка «В содружестве искусств. К 275-летию основания Императорского фарфорового завода» ‒ восемнадцатая из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора и ставшему продолжением возрожденной Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорском фарфоровом производстве в Санкт-Петербурге.
Традиционно в цикле «Поднесение к Рождеству» принимают участие авторские работы художников АО «Императорский фарфоровый завод». Этот раздел выставки, показывает многообразие индивидуальностей творческого коллектива, поиск новых форм, технологий и способов декорирования. Однако при всех различиях художественного языка ощущается преемственность школы старинного предприятия.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «В содружестве искусств. К 275-летию основания Императорского фарфорового завода». Его открывают вступления Михаила Борисовича Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа – «От «решетки» к «сеточке»» и Галины Викторовны Цветковой, председателя совета директоров АО «Императорский фарфоровый завод» ‒ «Гордость Отечества».
Авторы статей научные сотрудники: А. В. Иванова, Государственный Эрмитаж («Фарфор как хроника искусства»); И. Р. Багдасарова, Государственный Эрмитаж («Русский императорский фарфор в Зимнем дворце»), Е. А. Еремеева, ГМЗ «Царское Село» («Императорский фарфор в собрании ГМЗ «Царское Село»); Т. Н. Носович, ГМЗ «Петергоф» («Русский фарфор «преимущественно художественного значения» в собрании ГМЗ «Петергоф»»).
Автор концепции, куратор выставки и составитель каталога Анна Владимировна Иванова, Заведующая Отделом Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа.