Перуджино. Портрет молодого человека.
В Аполлоновом зале Зимнего дворца открыта выставка «Перуджино. “Портрет молодого человека”: к завершению реставрации». Выставка приурочена к 500-летию со дня смерти Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, более известного как Перуджино (ок. 1448 — 1523), — одного из выдающихся мастеров итальянского Возрождения и учителя Рафаэля.
Картина «Портрет молодого человека» из собрания Государственного Эрмитажа написана в конце XV века. Небольшой, почти миниатюрный погрудный портрет на тёмном фоне характерен для своего времени, но необычен для самого Перуджино, который привык работать с монументальным форматом и крайне редко обращался к портретному жанру.
Юноша в чёрном берете с отогнутыми краями, из-под которого выбиваются длинные волосы, в белой льняной рубашке и чёрной куртке, написан на нейтральном синем фоне. Несмотря на разные техники живописи, это изображение часто сравнивают с умбрийским автопортретом художника. Картины объединяют положение модели в пространстве, развевающиеся из-под шапочки волосы, прямой, немного укороченный нос и узкие губы, а также алый румянец, который придаёт лицу живость и экспрессию.
«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», — рассуждал о картине выдающийся искусствовед Александр Бенуа в своём «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа».
«Портрет молодого человека» поступил в собрание Императорского Эрмитажа в 1850 году от Юрия Львова, преподавателя истории Павловского Кадетского корпуса, а в 1867 году реставратор Александр Сидоров перевёл картину с деревянной доски на холст. Ещё раньше немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал: «Портрет молодого человека в черной одежде и берете. Изначально хорошая картина, но сильно пострадала».
С XIX века портрет лишь дважды незначительно реставрировался. В 1935 году реставратор Л. П. Альбрехт удалял загрязнения и восстанавливал прозрачность лакового покрытия, а в 1962 году реставратор Е. Н. Герасимов также удалял загрязнения и притирал лаком царапины. Таким образом, более 150 лет картина не подвергалась глобальным вмешательствам.
За это время живопись пострадала: появились многочисленные царапины и сильные поверхностные загрязнения красочного слоя, лак помутнел и разложился, а поздние записи потеряли первоначальные тон и цвет. Детали на тёмных участках портрета практически исчезли, не было видно проработки волос и складок одежды, к тому же некоторые тонировки на лице были выполнены весьма грубо. Многочисленные деформации основы местами сопровождались изломами грунта.
Исследовав картину под микроскопом, специалисты Лаборатории научной реставрации станковой живописи обнаружили сильную деструкцию лаковых слоев — кракелюр и побеления просматривались по всей поверхности полотна. Исследования и кропотливая работа эрмитажных реставраторов позволили открыть оригинальные детали одежды, волос и головного убора: моделировка формы складок, присущая художнику, до реставрации совершенно не просматривалась. Также выявился глубокий синий цвет фона, а ярко-белый воротник юноши стал своеобразным «камертоном» портрета.
По окончании работы телесные цвета тоже приобрели более холодный и контрастный тон, однако стали заметны и повреждения авторской живописи — «промытости» на полутонах между светлыми и красными участками. Поэтому эрмитажные специалисты покрыли картину реставрационным лаком и провели восполнение утрат, а наиболее грубые потертости и «промытости» на лице деликатно тонировали легко обратимыми красками. Теперь посетители выставки смогут оценить подлинное мастерство и уникальную манеру Пьетро Перуджино.
Куратор выставки — Зоя Владимировна Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Реставрационные работы проведены художником-реставратором первой категории Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Андреем Викторовичем Цветковым.