Под сенью султанской тугры.

Дивит. Пенал для калямов с чернильницей.
Фирман с тургой султана Селима III.
Подвеска для мечети. Турция, конец XVI – первая половина XVII вв. Изник. Фаянс, подглазурная роспись.
Кинжал в ножнах.
Сабля в ножнах.
Плита. Мраморная архитектурная деталь с тугрой Махмуда II. Турция, XIX в. Мрамор.
Османское наследие в памятниках каллиграфии, эпиграфики, сфрагистики и нумизматики.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 16 ноября, 2023 (Весь день) по воскресенье, 28 января, 2024 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Зимнем дворце открыта выставка «Под сенью султанской тугры. Османское наследие в памятниках каллиграфии, эпиграфики, сфрагистики и нумизматики», приуроченная к 100-летию образования Турецкой Республики.
Тýгра – персональный знак правителя в причудливом узоре сложной каллиграфической композиции, содержащей имя правящего султана и его отца, частично титул и благожелательную формулу «Всегда победоносный». Первые османские тугры появились в XIV веке, на заре становления империи. Первоначально тугры на султанских указах – фирманах, подготавливали чёрными чернилами, как и весь текст, а с середины XV века получила распространение практика их росписи золотыми чернилами. Для каждого султана тугры разрабатывались особыми каллиграфами – нишанджы. У одного правителя могло быть сразу несколько схожих тугр. Их композиции развивались на протяжении всей истории османского государства вместе с каллиграфической традицией. Туграми заверяли официальные документы, их чеканили на монетах и ставили в качестве клейм при пробировании серебряных изделий, а с XIX столетия стали стилизованно изображать на различных предметах прикладного искусства. Тугра султана являлась обязательным элементом практически всех наградных знаков Османской империи. За подделку тугры полагалась смертная казнь.
Развитие искусства письма и османской каллиграфической традиции в различных материалах и техниках от эпохи Средневековья до начала XX века представляют более 100 экспонатов выставки. Среди них отмеченные туграми турецких султанов официальные документы и эдикты, государственные медали и монеты, архитектурные элементы, тексты рукописей, предметы османского прикладного искусства, среди которых резные печати, фаянсовые расписные изразцы и утварь, а также изделия из металла, огнестрельное и холодное оружие, защитное вооружение.

Государственным для Османской Турции до 30-х годов XX столетия был османский язык, сильно отличавшийся от разговорных турецких диалектов. Его особенностью было использование арабского алфавита с некоторыми модификациями, общими с персидской арабографичной письменностью. Лексика османского языка на 80–90% состояла из арабских и персидских слов. Традиционным стало оформление тугры в виде орнаментально украшенной арабской вязи. Знаки султанов ставили на всех государственных документах, среди которых особую группу составляют фирманы – султанские эдикты, написанные в соответствии с решениями, принятыми в Диван-и Хумаюн (Султанский или Императорский Совет) или Пашакапысы (Резиденция Великого Визиря). Фирманы составлялись непосредственно по решению Дивана и по приказу султана и рассылались соответствующим лицам.
На экспозиции представлены государственные документы, составленные на османском языке и имеющие тугры правителей Селима III (1789–1807), Абдул-Азиза (1861–1876) и Абдул-Хамида II (1876–1909).
В XVI‒XVII веках государство османов или Оттоманская Порта достигло наивысшего экономического развития, что сказалось и на развитии монетной системы. Султанская тугра появляется на монетах с начала XV века. Начиная с Сулеймана Челеби (1402–1411) вплоть до восшествия на престол Сулеймана II (1687–1691) османская монограмма на монетах имела весьма упрощённый вид. После периода междуцарствия (1402‒1413) монетные надписи постепенно становятся средством пропаганды политического могущества и власти султана, превознося его господство на земле и на море: «Чеканящий блестящую драгоценность, могущественный и победоносный на суше и на море». В витринах показаны монеты и банкноты османской Турции с туграми султанов – от серебряного дирхама Ахмеда II (1603), медного мангыра Сулеймана II (1687) и золотого ашрафи Ахмеда III (1703) до бумажных денежных знаков времён Абдул-Хамида II (1877) и Мехмеда V (1916).
Военные кампании Турции XVIII–XIX столетий повлияли на формирование системы наград. Частью османской наградной системы стали медали за военные и гражданские заслуги. Среди наград для военнослужащих на выставке представлены – медали «За храбрость и верность», «За Скутари» и «За Ункяр-Искелеси». Их дополняют медали, которые вручались гражданам – «За успехи в науках, искусстве и ремёслах», «За помощь в ликвидации последствий землетрясения 10 июля 1894 года», «За спасение жизни», «За строительство Хиджазской железной дороги».
В XIX веке в империи было учреждено семь орденов. Изображения пяти из них были включены в композицию, утверждённого в 1882 году, герба Османской империи. На экспозиции показаны наиболее известные знаки орденов – Нишан-и Ифтихар (Орден Славы, учреждённый в качестве награды за общие заслуги), Меджидие (вручавшийся иностранным дипломатам, главам государств, а также британским, французским и германским военным) и Османие (награждались выдающиеся военачальники и гражданские служащие). Так, в 1899 году Ордена Меджидие первой степени был удостоен граф С. Д. Шереметев, общественный деятель, историк, почётный член Императорской Академии наук, коллекционер. Об этом свидетельствует фирман с тугрой османского султана Абдул-Хамида II, который можно увидеть на выставке. Ряд представленных на выставке экспонатов, связанных с Османской империей, происходят из коллекции С. Д. Шереметева.
Как и на всём Ближнем Востоке, в османской Турции война имела сакральное значение. Воззвания к Богу, коранические цитаты, значимые для ислама имена или символы помещались практически на каждом элементе доспеха – шлеме, кольчуге, бахтерце или зерцальном доспехе, наручах и поножах, щите. Надписи религиозного характера украшали клинковое оружие – кинжалы, сабли, ятаганы. Для подобных текстов использовался исключительно язык Корана и божественного откровения – арабский. Османский язык служил для надписей светского содержания – разного рода нравоучительных изречений, прославлений владельцев оружия, угроз врагам или же стихотворных строф. Его можно встретить и в надписях на ятаганах – оружии не строевом, личном, и потому при его оформлении мастер обладал большей свободой, в том числе и при выборе наносимого на клинок текста. Всё это было призвано вдохновить и поддержать воинов, обеспечить им покровительство высших сил. Военные успехи Порты требовали соответствующего облачения османской армии, большого количества оружия и доспехов. В витринах представлены оформленные в соответствии с турецким вкусом стальные ятаганы, сабли и кинжалы XVII–XIX веков, янычарский жезл, а также огнестрельное оружие. Многие предметы вооружения сохранили султанские знаки, имена мастеров и самих владельцев.
Османское прикладное искусство иллюстрируют бытовые предметы из металла и керамики, созданные как в столичных дворцовых, так и в провинциальных мастерских. Изделия из металла XVIII–XIX веков часто сочетают в себе черты турецкого и ближневосточного стиля. Некоторые из экспонатов отмечены султанскими знаками как, например, блюдо с тугрой османского султана Мехмеда V и надписью «Долгие годы моему султану!», созданное в начале XX века на фарфоровом заводе при дворце Йылдыз, или инкрустированный медный поднос с тугрой османского султана Абдул-Хамида II (конец XIX – начало XX вв.). Благодаря записи девиза, помещённого на зеркале фарфорового блюда с изображением герба Османской империи, становится очевиден стиль придворного искусства второй половины XIX века, частью которого является хвала султану. Крайне интересна чаша XV века с панегириком султану Мураду II, на инкрустированной серебром бронзовом тулове помещена надпись: «Слава господину нашему султану! … единственный из царей времени, Султан Мурад хан». Тугра как имперская печать ставилась на предметах, созданных по заказу султана, в то же время, она могла быть и просто декоративным элементом, даже не содержащим реального имени правящего султана. Она могла играть и декоративную роль на некоторых образцах керамической продукции из Топхане, а сами мастера, гончары или гравёры, могли заключать в форму тугры свою собственную подпись.
Встречаются и надписи, настраивающие на общение с всевышним, как на подвесном украшении мечети XVI века, выполненном в мастерских Изника, или воспевающие радости мира, подобно той, что можно увидеть на тулове бутыли XIX века из Кютахьи. Особенно ценны сохранившиеся на предметах авторские надписи, например, сирийского мастера конца XVII века Мусы ибн Истифана, автора изразца «Чудо Святого Георгия о Змее».
В начале XVIII столетия во всех областях жизни империи возрастает европейское влияние. Примером отхода от традиционных форм и видов орнамента под влиянием европейской моды может служить покрывало с вышитой тугрой правящего султана Абдул-Меджида I, страстно увлечённого европейской культурой. Это нашло своё отражение и в рисунке вышивки, и в общей композиции, и в форме вазонов с букетами цветов, вписанными по углам покрывала.
Искусство создания резных печатей на Ближнем Востоке имеет тысячелетнею историю. С принятием ислама фигуративные изображения практически полностью исчезают, уступив место каллиграфическим надписям (имена владельцев, религиозные воззвания и славословия, лирические стихи и упоминания должностей). В Османской империи создание печатей было высоким искусством, которым увлекались даже некоторые султаны. Материалом для многих из них служили сердолик, горный хрусталь и яшма, реже изумруд, гранат, нефрит. В основном печати вырезали в качестве вставки для перстней, которые богато украшали растительными орнаментами. Существовали и сугубо утилитарные печати из различных металлов, изготавливавшиеся и для простых жителей. На выставке представлены османские печати XVI–XIX веков с женскими (Айша, Фатима) и мужскими (Хафиз Ибрахим Хаки Паша, «Слуга Шариата, Мухаммад Осман», «Раб Божий Мухаммад») именами владельцев, со стихами на персидском языке, а также сугубо административные («Уполномоченный полиции округа острова Бозджа»).

Куратор выставки – научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Дмитрий Владимирович Садофеев.

Материалы из архива: