Владимир Кордубайло.
В залах галереи Санкт-Петербургского Союза художников «Голубая Гостиная» открыта выставка работ памяти Владимира Ивановича Кордубайло (1938 – 2015). Будут представлены эскизы к театральным постановкам и станковая живопись.
Владимир Иванович Кордубайло принадлежал по времени рождения талантливому поколению тридцатых годов, которое словно явилось в мир, чтобы заменить собой истребленных революциями и репрессиями предков. Из этого поколения – писатели Распутин и Шукшин, поэты Рубцов и Шпаликов, бард Высоцкий… По месту рождения – он «наследник по прямой» петербургской-ленинградской школы живописи и графики. Он закончил знаменитую СХШ при Академии Художеств, из которой вышли целые поколения высокопрофессиональных мастеров. А потом сознательно избрал себе учителем выдающегося театрального художника и режиссера Николая Акимова, основателя Театра Комедии в Петербурге, представителя той, ушедшей, дореволюционной культуры России. Будучи с 1956 года студентом постановочного факультета Театрального института Владимир Кордубайло работал под непосредственным руководством еще одного выдающегося мастера сценографии, или, как тогда было принято говорить – театрально-декорационного искусства, Татьяны Бруни. Она была из рода знаменитых итальянских художников Бруни, ее манеру отличала высокая рисовальная культура, тонкое следование музыкальному строю балетов и опер, которые она оформляла. Такое вдохновляющее окружение, наследовавшее традициям «Серебряного века», безусловно, оказало решающее воздействие на становление молодого художника.
Что же характеризует творческую манеру мастера? Прежде всего, в листах эскизов его сценографических решений очевидно наследование традициям петербургской-ленинградской школы графики, восходящей еще ко временам «Мира искусства» и продолженной в советское время.
Влияние школы и дух времени – прежде всего «оттепельных» 1960-х годов с их возрождением традиций авангарда, переходом от академизма к неоконструктивизму – очень явственно ощущаются в театральных работах Владимира Кордубайло 1960-х – 1970-х годов. Уже в дипломных эскизах по Брехту мы видим стремление в едином решении на весь спектакль передать основные мизансцены и смыслы постановки. Это так называемая «единая установка», которая вновь пришла на сцену в начале 1960-х годов, как продолжение театрального авангарда 1910-1920-х годов, чтобы потом, через 30 лет, начать вытеснять традиционную кулисно-арочную систему с ее живописными декорациями.
Такая художественная манера, рано сложившаяся и отражающая эстетические тенденции 1960-х годов, сохранится в сценографии мастера и в последующие годы, вплоть до начала 2000х, когда он будет работать над сценографией и костюмами для оперы Дж. Гершвина «Порги и Бэсс».
Но главной в эти годы станет живопись, в которой Владимир Кордубайло останется верен лирическому сельскому пейзажу, решенному традиционными приемами русской реалистической школы. А еще мастер создавал монументальное искусство – фрески и диорамы, был участником коллективных и целого ряда персональных выставок. Его произведения удостаивались международного признания.
Владимир Кордубайло был ярким и обаятельным человеком, до самых последних дней сохранявшим интерес к жизни и людям и художественное восприятие мира. Линия преемственности от мастеров «Мира искусства» к акимовской мастерской и ленинградской школе нашла свое продолжение в творчестве петербургского сценографа и живописца.
Мария Фомина, кандидат искусствоведения, доцент института им. И. Е. Репина Академии художеств.