Умелых рук искусная работа.

Антонен Мерсье (1845, Тулуза – 1916, Париж). Давид.
Пьер-Жюль Мен (1810, Париж – 1879, Париж). Арабские лошади (Объятие № 1).
Александр Фальгьер (1831, Тулуза – 1900, Париж). Диана.
Огюст Роден (1840, Париж – 1917, Медон). Человек со сломанным носом.
Французская художественная бронза XIX века в собрании Эрмитажа.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 11 октября, 2023 (Весь день) по воскресенье, 28 января, 2024 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Пикетном зале Зимнего дворца открыта выставка «“Умелых рук искусная работа…”. Французская художественная бронза XIX века в собрании Эрмитажа», где представлено более пятидесяти скульптурных произведений, отлитых в бронзе по моделям Пьера-Жана Давида д‘Анже и Джеймса Прадье, Антуана-Луи Бари и Пьера-Жюля Мена, Александра Фальгьера и Антонена Мерсье, Огюста Родена и других знаменитых мастеров, оказавших влияние на развитие всей европейской скульптуры.
Их работы отражают стилистическое и жанровое многообразие художественных течений во французском искусстве XIX столетия.
«Эти изящные скульптуры были предметами роскоши, стали символами эпохи и мечтой коллекционера. Эрмитажное собрание французских бронз составлялось с любовью и с глубоким знанием, и не просто так мы посвящаем выставку хранителю и знатоку ‒ Нине Константиновне Косаревой», ‒ Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
На выставке можно увидеть лучшие образцы мелкой художественной пластики – статуэтки, медальоны и небольшие группы, выполненные в бронзе с 1800-х годов до рубежа XIX и XX веков. Они составляют основу коллекции французской скульптуры XIX века в Эрмитаже. Многие из представленных предметов экспонируются впервые.
Традиция литья из бронзы скульптурных произведений восходит во Франции еще к концу XVII столетия. С рубежа XVII–XVIII веков мастера начали создавать не только уменьшенные повторения известных памятников ‒ редукции, но и оригинальные скульптурные композиции ‒ отдельные статуэтки, группы, портретные бюсты. XIX век продолжил и расширил эту традицию. Превосходные по качеству исполнения работы, изготовленные в лучших литейных мастерских Франции, украшали дворцы и картинные галереи, а также были самостоятельными объектами собирательства. Они превратились и в непременный атрибут роскошной жизни, как и декоративная бронза (канделябры, торшеры, часы), фарфор, гобелены.
Блестящие образцы пластики ‒ небольшие статуэтки и группы, отлитые из бронзы, стали своеобразным зеркалом, в котором отразились как вкус эпохи, так и потребности общества. Альянс искусства и индустрии позволил представить в миниатюре многоликую и пеструю панораму французской скульптуры XIX столетия.
Показанные в зале произведения «Давид» А. Мерсье и «Диана» А. Фальгьера – дань неоклассицизму ‒ создавались почти одновременно с реалистическими по духу работами «Купальщица» Э.-Ж. Далу и «Человек со сломанным носом» О. Родена. Творчество одного из самых прославленных скульпторов Франции XIX века П.-Ж. Давида д’Анже представлено портретными медальонами, принесшими славу и признание мастеру, среди них ‒ «Портрет генерала Бонапарта». Анималистический жанр демонстрируют работы А.-Л. Бари и П.-Ж. Мена. Интерес к историческим событиям и личностям, вспыхнувший в начале столетия, находит своё отражение в произведениях Ж.-Ф.-Т. Жештера и Э. де Ньюверкерка.

Стилистическое и жанровое разнообразие изобразительного искусства XIX века не обошло стороной скульптуру из бронзы. Неоклассицизм, сохранявший свои позиции на всем протяжении столетия и постепенно перерождавшийся в салонный академизм, представляют на выставке статуэтки Джеймса Прадье («Сидящая Диана», «Сафо») и Шарля Камберворта («Себялюбие или «Любовь к себе»); Эжена-Луи Лекена («Фавн, играющий на флейте») и Жана-Леона Жерома («Вакханка»); Антонена Мерсье («Давид») и Александра Фальгьера («Диана»). Явными чертами романтизма с его вниманием к человеческой личности отмечены портретные статуэтки Жана-Огюста Барра и медальоны Пьера-Жана Давида д’Анже. Увлечение средневековой историей Франции, особенно характерное для первой половины XIX века, демонстрируют группы «Франциск I на охоте» Жана-Франсуа-Теодора Жештера и «Смерть герцога Кларенса» Эмилиена де Ньюверкерка. Необарочные тенденции прослеживаются в «Похищении» Альбера-Эрнеста Каррье-Беллёза. Реалистичны по своему духу «Купальщица» Эме-Жюля Далу и «Человек со сломанным носом» Огюста Родена ‒ пример раннего творчества прославленного мастера. Разнообразные образцы мелкой пластики, изображающие животных, раскрывают популярность анималистического жанра. Обращают на себя внимание бронзы Антуана-Луи Бари, запечатлевшие схватки диких зверей, и Пьера-Жюля Мена, с любовью изображавшего домашних животных. Привлекает к себе внимание бронзовая группа «Святой Георгий, пронзающий дракона», исполненная одним из крупнейших анималистов XIX столетия Эммануэлем Фремье. В динамичном по композиции произведении нашли отражение многие темы, сюжеты, идеи, характерные для всей французской скульптуры того времени. Портретный жанр как в живописи, так и в скульптуре был всегда одним из самых востребованных. На выставке можно увидеть портреты императора Александра I (по модели Луи-Мари Гишара) и генерала Бонапарта (по модели Луи-Симона Буазо), а также барона фон дер Ф. В. Остен-Сакена, русского генерала, прославившегося в заграничном походе 1813-1814 годов и назначенного военным губернатором Парижа, после входа в него войск антинаполеоновской коалиции. Интерес к историческим личностям привел к появлению не только многочисленных редукций известных статуй и монументов (в зале представлено уменьшенное повторение конного монумента национальному герою Голландии принцу Виллему I Оранскому (Молчаливому), отлитое в бронзе по модели Э. де Ньюверкерка), но и к созданию портретных произведений небольшого размера для размещения их в интерьере. Среди них показанные на выставке конные статуэтки императора Наполеона и герцога Веллингтона работы Альфреда д’Орсе. Наступление нового XX века ощущается в стилистике поздних работ Александра Фальгьера ( «Оноре де Бальзак») и фигуре «Скорбь» Поля-Альбера Бартоломе. Творчество Огюста Родена, чьи произведения невозможно уложить в рамки одного стиля и направления, предвосхищает и открывает двадцатое столетие, о чем свидетельствует статуэтка «Грешница» («Окаянная»).
Бронзовая скульптура – это совместное творение автора модели и литейщика, а ее создание ‒ сложный и многоступенчатый процесс, требующий от мастера не только хороших технических знаний и опыта, но и обладания материальной базой – мастерской ‒ для литья изделий.
Одними из немногих мастеров, которые сами создавали модели статуэток и отливали их в собственных мастерских, были известные скульпторы-анималисты А.-Л. Бари («Лев со змеей», «Тигр, напавший на антилопу») и П.-Ж. Мен («Арабские лошади» («Объятие № 1»), «Охота на оленя», «Собака-пойнтер»).
Большинство скульпторов для перевода своих моделей в бронзу обращались к литейщикам, профессиональный статус которых возрос в 1830-х годах. С этого времени на бронзовых произведениях рядом с подписью автора модели можно видеть подпись литейщика или штамп литейного производства. Так, на подножии группы «Смерть герцога Кларенса», созданной скульптором Эмилиеном де Ньюверкерком, рядом с его подписью прочерчено имя Эжена (Эдуара) Кенеля, известного в то время литейщика.
Скульптор П.-Ж. Давид д’Анже сотрудничал с литейщиком Луи Ришаром, который, сначала один, а позднее с партнерами Пьером Дюраном и Жаном-Жоржем Эком, отлил большинство медальонов скульптора, на которых изображены известные люди эпохи. В зале показаны медальоны с портретами актера Франсуа-Жозефа Тальма и филолога Жана-Антуана Летронна. В этой же мастерской была выполнена позолоченная фигурка «Мария Тальони в партии Сильфиды», модель которой создал Жан-Огюст Барр, прославившийся изящными портретными статуэтками. В 1843 году Л. Ришар отошел от дел. Тогда было образовано названное по именам его владельцев предприятие Eсk et Durand, просуществовавшее до начала 1860-х годов.
С 1837 года в Париже работал литейный дом братьев Сюсс (Maison Susse frères). С ними сотрудничали скульпторы Дж. Прадье, Шарль Камберворт, Альфред д'Орсе.
Другая известная бронзолитейная фабрика была основана в 1838 году литейщиком Фердинандом Барбедьенном. Она производила на продажу редукции знаменитых скульптурных произведений, получивших большой общественный резонанс: отмеченные наградами парижского Салона, приобретенные государством, установленные в публичных местах. К числу наиболее знаменитых скульптурных произведений второй половины XIX века относится статуя «Давид» работы А. Мерсье, уменьшенное повторение которой, исполненное на фабрике Ф. Барбедьенна, можно увидеть на выставке. Другим известным произведением этого времени является статуя «Победитель в петушином бою» работы А. Фальгьера, также имевшая большой успех, поэтому спрос на ее бронзовые повторения был велик. Литейное предприятие Виктора Тиебо и его сыновей выпускало это произведение в нескольких размерах от 13 до 85 см.
В конце XIX века в Париже было основано литейное предприятие Siot-Decauville. С ним сотрудничали многие скульпторы, работавшие на рубеже XIX и XX веков, в том числе Жан-Леон Жером, Альбер Бартоломе и Альфред Буше, чьи работы «Вакханка», «Скорбь» и «К цели» представлены на выставке.
Произведения Огюста Родена отливала фирма, основанная во второй половине XIX века Алексисом Рудье («Человек со сломанным носом»).

Экспозиция является продолжением серии эрмитажных выставок, рассказывающих о художественной бронзе, и была задумана в память о Нине Константиновне Косаревой (1922–2001), посвятившей многие годы сохранению и изучению французской скульптуры Эрмитажа.
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий отделом Михаил Олегович Дединкин) при участии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа (Заведующий отделом Вячеслав Анатольевич Федоров). Куратор и автор концепции выставки: Елена Ивановна Карчёва, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения.
Реставрационная подготовка экспонатов осуществлена Отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Т. А. Баранова) художниками-реставраторами Лаборатории научной реставрации осветительных приборов и нового металла (заведующий Д. А. Воронин) С. А. Пискуновым, В. И. Седовым, С. А. Смирновым; художником-реставратором Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня (заведующая С. Л. Петрова) А. М. Богдановой.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа в 2023 году выпущен научный иллюстрированный каталог «”Умелых рук искусная работа…”. Французская художественная бронза XIX века в собрании Эрмитажа». Автор вступительной статьи «Французская художественная бронза XIX века: знаменитые скульпторы и умелые литейщики. Краткий обзор на примере эрмитажной коллекции» ‒ Е. И. Карчёва.

Материалы из архива: