Абстракционизм в Италии.

Даты проведения: 
с 19 декабря 2018 по 3 февраля 2019
Адрес: 
Дворцовая площадь, д. 6-8, лит. А
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В рамках проекта «Абстракционизм в Италии», в Главном штабе открывается выставка современного художника Акилле Перилли, одного из участников арт-группы «Форма 1». На экспозиции, организованной при поддержке Генерального Консульства Италии в Санкт-Петербурге и музея Умберто Мастроянни, представлено 35 работ Перилли из музея Умберто Мастроянни (Рим).

Имя Акилле (Ахилла, Ахиллеса) Перилли (р. 1927) стало впервые известно в художественных кругах в связи с римским арт-объединением «Группа Форма 1», активным с 1947 по 1951 год. Объединение родилось в эпоху политической нестабильности в Италии, при активном распространении в обществе левых идей, а также обострившемся противостоянии символистов и формалистов. Художники группы, познакомившиеся в мастерской Ренато Гуттузо, первыми в послевоенной Италии обратились к абстракционизму, противопоставив свое творчество официальным позициям реалистического и символистского искусства, которые воспринимались ими как декадентские. Вместе с тем сами они исходили из марксистской идеологии и своими работами стремились опровергнуть убеждение реалистов о том, что формализм в искусстве несовместим с марксизмом. В группу также входили живописцы Карла Аккарди (1924–2014) и Пьеро Дорацио (1927–2005); живописец, скульптор и писатель Уго Аттарди (1923–2006); живописец и режиссер Мино Гуеррини (1927–1990); скульптор Пьетро Консагра (1920–2005). Выставки группы, прошедшие в конце 1940-х годов в Праге и Париже, были организованы по инициативе и при активном участии Перилли. Художников приглашают принять участие в Миланской триеннале (1951). В эти годы Перилли активно путешествует, встречается с Джакомо Балла и Тристаном Тцара, что позволяет ему отточить свой собственный узнаваемый почерк.

Использование чистого цвета, построение живописного пространства при помощи линий, плоскостей и элементарных объемов разного масштаба составляют классическое «геометрически иррациональное» искусство Перилли. Абстрактные формы, впервые появившиеся в Италии в начале ХХ века, в его полотнах попадают в символико-реалистическое пространство картины. Это пространство пытается перекинуть воображаемые марксистские мосты между несовместимыми художественными направлениями: объединить абстрактный тезис и реалистический антитезис, став «конкретным синтезом» искусств. Только так сегодня и можно «проникнуть в сознание современного человека», – утверждает Перилли в тексте «Имеются два пространства» (1951). В нем он позиционирует существование двух несовместимых пространств – «моего, вашего, нашего, любого из нас, – и другого – пространства искусства. В этом последнем живут формы и цвета, которые мы, рисуя, осваиваем лишь частично, насколько это доступно нашим возможностям». Мы основываемся лишь на наших умениях и воспоминаниях и именно они, а не непосредственное восприятие, определяют все наше искусство. Кандинский и Мондриан, открывшие чистую форму и протяженное пространство, все же неизбежно оставались привержены диктату центра картины и композиционного баланса, что делает их построения элементарными в своей основе и сводимыми в итоге к устаревшим эстетическим нормам ренессанса и барокко.

В своем творчестве Перилли намеренно стремится преодолеть «композиционные скелеты» прошлого и размышляет об эстетике получившихся живописных результатов. Его странные угловатые децентрированные структуры, напоминающие невосстановимо мутировавшие проуны Лисицкого, стремятся вырваться за границы полотна и заявить своими нескладными формами о новых архитектурно-цветовых идеалах. Их пластическое развитие в хронологии творчества Перилли идет по иррациональному пути. Если в ранние годы он активно интересуется широкими и одновременно замкнутыми в себе пространствами Де Кирико (он пишет о нем диплом под руководством прославленного Лионелло Вентури), свободно парящими формами Кандинского и плотно стоящими на земле схемами Клее, то поздний Перилли захвачен внешне самостоятельным бытием динамичных комплексных структур, одновременно напоминающих алогичные развертки и калейдоскопические архитектурные выкладки.

По мнению Перилли, работа современного художника состоит в передислокации фигур в пространстве. За этой внешне унылой и неприглядной деятельностью стоит последовательное теоретизирование Перилли. Оно обращает каждое полотно к дискурсам середины – второй половины ХХ века о пространстве и времени, Западе и Востоке, рациональном и интуитивном, внешнем и внутреннем, присущем и ассимилированном, естественном и символическом, повествовательном и формульном, структурном и декоративном, повседневном и метафизическом, функциональном и архетипическом.

В искусстве ХХ века, переполненном сложными объяснениями, последнее слово всегда остается за человеческой фантазией. Именно она движет искусство. По мнению Перилли, в любой самой жесткой структуре лишь человеческая фантазия отыщет тропы и подземные ходы, способные превзойти самый строгий формальный контроль.

Куратор выставки – Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: