Испанский стиль.

Скатерка - покрывало с фигурами фантастических животных и птиц Испания, XVII в. Лен, шелк. Ширина: 84 см.
Ваза с восемью ручками. Испания, Андалузия, XVI в. Прозрачное зеленое стекло, высота: 16,5 см.
Борт из "кружева Sol" с узором разбитым на ромбы Испания, XVII в. Лен 26х55 см.
Вышивка с изображением цветов, фантастических зверей и птиц Испания, XVII в. Лен; вышивка шелком 117х55 см.
Вышивка с изображением цветов, фантастических зверей и птиц Испания, XVII в. Лен; вышивка шелком 117х55 см.
Прошивка с цветами и листьями на стеблях, корзиной с листьями и фигурами птиц Испания, XVII в. Золотая нить, шелк 153х12,7 см.
Вышивка. Мотивы лотоса Испания, XVII в. Лен, шелк Ширина: 63 см.
Вышивка. Мотивы лотоса Испания, XVII в. Лен, шелк Ширина: 63 см.
Скатерка с узором из стилизованных форм Италия XVI в. Ткань шелковая, бархат разрезной, шнур, тесьма 26х57 см.
Кружево с крупным тесемочным узором стилизованных цветов Испания, XVII в. Лен 64х35 см.
Сосуд для ароматной воды – альморратха Испания, Каталония, XVIII в. Стекло; свободное выдувание, гутная техника, vetro a fili филигранная нить.
Кувшин. Испания, Каталония XVI в. Стекло; позолота, выдувание Высота: 42 см.
Кувшин. Испания, Каталония XVI в. Стекло; позолота, выдувание Высота: 42 см.
Сосуд-олень Испания XVIII век Стекло 15х17 см.
Подсвечник Испания Стекло Высота: 26 см.
Стекло и художественный текстиль ХVI–ХIХ веков в собрании Эрмитажа.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 23 февраля, 2022 (Весь день) по воскресенье, 18 сентября, 2022 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Синей спальне Зимнего дворца открывается выставка «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль ХVI–ХIХ веков в собрании Эрмитажа», объединяющая изделия из стекла и образцы тканей, вышивки и кружева, созданные испанскими мастерами в XVI – начале XIX века.

Они выглядят полной противоположностью друг другу: стеклянные предметы трехмерны, прозрачны и зачастую монохромны; вышивка выполняется на плоскости холста нитями ярких, насыщенных цветов. Однако и хрупкие изделия стеклодува, и нарядные, узорчатые полотнища, созданные умелым ткачом или искусной иглой вышивальщика, объединяет яркий, самобытный характер прикладного искусства Испании.

«Своеобразие и художественное превосходство Испании выражается в прикладном искусстве столь же ярко, как и в живописи. Соревнование с остальной Европой, сочетаясь с прочностью мусульманских эстетических традиций, рождает ткани и кружева удивительной красоты, волшебное каталонское стекло, реагирующее на яды, и андалузские сосуды с витыми нитями. Собрания Эрмитажа оказывается достаточно, чтобы дать уверенный образ того, что создатели выставки назвали «Испанский стиль», - отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Своей самобытностью испанское прикладное искусство во многом обязано географическому положению страны. Испания отделена от европейского континента горной грядой Пиренеев, что никогда не было серьезной преградой для развития придворной художественной культуры в едином направлении с другими странами Европы. Однако необходимость преодоления гор и морей сделала более консервативным народное искусство, бережно сохранявшее свои традиции. Пиренейский полуостров служил связующим мостом между Западом и Востоком. В 711–714 годах его бóльшая часть была завоевана арабскими и берберскими воинами. В Х веке Кордовский халифат стал одним из важных центров мусульманского мира. Длившаяся почти восемь веков борьба христиан за освобождение занятых мусульманами земель – Реконкиста – завершилась лишь в 1492 году и способствовала формированию разнообразия стилей, отличающих каждый регион страны.

В период арабского владычества стеклоделие стало одним из основных ремесел, однако подлинный его расцвет пришелся на эпоху Ренессанса. На формы и технологии производства местной продукции изначально повлиял импорт изделий из Сирии и Северной Африки. Их стоимость способствовала процветанию в Барселоне и окрестностях небольших мастерских, производивших более доступные по цене аналоги. В XVI веке моду на дорогие стеклянные изделия определяло влияние Венеции, но местная продукция достойно конкурировала с привозной. Увлечение каталонским стеклом объяснялось не только высоким качеством, но и верой в его волшебные свойства. Один из необходимых компонентов стекла – сода – добывался в окрестностях Барселоны из золы растения солерос. Считалось, что эта трава придает изделиям способность раскалываться, если в вино добавляли хотя бы одну каплю яда.

В XV – начале XVII века ценились изделия из стекла с эмалевой росписью. Но уже во второй половине XVI века становится популярна венецианская филигрань. В Каталонии получило распространение мало используемое в самой Венеции так называемое vetro a fili («стекло с нитями») с декором из стеклянных нитей, расположенных радиально или по диагонали на поверхности изделия. В отличие от других производственных центров в Каталонии не вплавляли нити в толщу стекла, а наносили с помощью специального инструмента на уже готовый предмет.

К середине XVII века в большинстве стран Европы филигрань вытеснили различные техники гравировки в стиле барокко, но каталонские мастера по-прежнему продолжали украшать свои изделия филигранью, используя не только традиционные для региона одиночные нити, но и наклад нитей с сетчатым рисунком – canna a rete («сетка из палочек» – итал.). Отказались и от традиционной для Каталонии технологии выполнения орнамента: в этот период нити наносились не на готовое изделие, а на заготовку. Около 1640 года дорогие изысканные изделия уступили место формам традиционной коллективной посуды, таким как порроны или ароматники-альморратхи. Появилась и новая форма, характерная именно для Каталонии и зон ее влияния, – кантир – сосуд с двумя вертикальными носиками различной ширины и высоты, а также ручкой для переноски.

Огромное значение для развития испанского прикладного искусства XVIII века получило появление крупных мануфактур, обеспечивавших королевский двор предметами роскоши. Среди предприятий, основанных в царствование короля Филиппа V (1683–1746), была стекольная мануфактура, открытая в 1728 году недалеко от Мадрида. Здесь производились графины с круглым, сплюснутым с двух сторон корпусом и пробкой, напоминающей шляпу, а также сосуды для святой воды, приборы для специй. Одной из самых тиражированных форм стали двуручные вазы-кружки из бесцветного и из молочного стекла. До конца XVIII века изделия украшались гравировкой с последующим золочением, а с конца столетия – только росписью. Декор состоял из тюльпанов, цветков граната, пейзажей, гирлянд, выполненных в традициях стиля рококо и неоклассицизма. Мануфактура Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо работает и в наши дни, продолжая производить стекло по старым образцам.

Андалусия дольше всех оставалась под владычеством мавров, ее искусство сохраняло свою самобытность и после завершения Реконкисты. Большинство созданных здесь изделий окрашено в различные оттенки зеленого или коричневого, что связано с невозможностью в маленьких мастерских качественно очистить кварцевый песок от примесей железа. Крупнейшим на территории Андалусии центром производства высококачественных стеклянных изделий был городок Кастрил-де-ла-Пена. В XVII – начале XVIII века здесь изготавливали хорошо обесцвеченное стекло, декорируя сосуды в традициях арабских мастеров витыми или защипнутыми цветными нитями. Одним из часто повторяющихся элементов декора местных изделий являются ручки, украшенные высокими гребнями. В собрании Эрмитажа находятся два сосуда, которые можно отнести к работам Кастрила XVII века. Наиболее значительная группа андалусских изделий в собрании Эрмитажа приписывается мастерским провинции Альмерия. С местным производством связывают грубоватые по форме изделия из ярко-зеленого, «бутылочного» стекла. Ассортимент изделий андалусских мастерских чрезвычайно разнообразен: это столовое и медицинское стекло, осветительные приборы, письменные принадлежности. Особое внимание привлекают многоручные вазы. Самые ранние и редкие восьмиручные вазы датируются XVI веком. В эрмитажной коллекции находится один такой предмет.

В художественном текстиле Испания также смогла создать самобытный и неповторимый стиль. Своеобразие испанского декора было во многом связано в том числе и с отсутствием орнаментальной базы, которая распространилась в странах за Пиренеями. Италия и Франция создали сильные национальные школы орнамента на основе античной культуры, Испания опиралась на свои традиции, используя в том числе исламскую орнаментику, особенно вязь геометрических узоров. Большую роль сыграли и географические открытия. С американского континента в Испанию хлынул поток драгоценных металлов и камней. Использование золоченых и серебряных нитей, отделки драгоценными камнями существенно увеличилось, что придавало изделиям особую пышность и роскошь.

Уже в XIII веке во многих мусульманских тогда городах (Толедо, Гранада, Севилья и др.) было налажено шелкоткачество. В появившейся позже собственно испанской продукции сохранились традиции мавританского наследия, но испанские мастера вносили свое видение. Испанские ткачи использовали технику камки, которая усиливала игру бликов на поверхности шелковых тканей, а двуцветная камка позволяла подчеркнуть двусторонний узор. Для создания более плотных материй к шелковым нитям добавляли льняные. Помимо бархата, разрезного, с пушистой поверхностью, или его комбинаций с петельчатым, производилось большое количество тканей, затканных серебряной или золоченой нитью. Они же использовались и в вышивке. Одни узоры из серебряных и золоченых нитей покрывали собой поверхность шелковых тканей, рельефно выделяясь на поверхности, другие, с добавлением шелка, были сплетены из ажурных элементов. Стилизованные растительные побеги и цветы чередовались с фигурками фантастических существ и птиц, маленьких дракончиков. Круглящиеся стебли аканта усиливали движение элементов композиции, еще больше подчеркивали мерцание в металлических нитях.

Испанская вышивка и кружева прежде всего отличаются выбором мотивов и своеобразием их трактовки, а также техническими приемами исполнения. В технике зеркальной аппликации испанские мастера применяли те же приемы, что и итальянцы, но в испанских произведениях узоры чаще всего были геометрические, напоминающие кованые металлические изделия. Возможно, сказалось влияние работ испанских оружейников или ремесленников, украшавших железными прорезными пластинами поверхность кабинетов, так называемых варгуэньо (vargueño). В других техниках аппликации испанские мастера достигали особой выразительности за счет большего количества и разнообразия материалов. В таких изделиях основой служили узорные ткани, узор выкладывался однотонными тканями разного цвета, создавая пеструю мозаику пятен. По краю узор обводился, иногда в два ряда, толстым шнуром, который пришивали крупными стежками. Орнаментальные формы и стилизованные цветочные мотивы, чаще всего цветы гвоздики, декорировали сверху «кожаными блестками» - маленькими кружками или ромбиками из так называемых «золоченых» кож, производством которых издавна славилась Испания. Кожаные блестки располагались в определенном порядке, дополняя накладные элементы узора. Кожа использовалась также и в обрамлении изделия, имитируя фестоны кружевных отделок. Использование этого необычного для текстиля материала стало яркой национальной особенностью декора испанских вышивок.

В эрмитажной коллекции шитья можно выделить группу памятников XVII столетия, которые отличаются оригинальным декором, техникой исполнения и предназначением. Это покровы, так называемые оффертори (offertоry), использовавшиеся для украшения католических храмов. Помимо произведений, исполненных профессионалами, там присутствовали подношения прихожан, созданные в домашних условиях. Покровы были двух типов: широкие прямоугольные полотнища светлой льняной ткани с яркими вышитыми композициями в центре и узкие полосы часто небеленого льна с широкой каймой шитья из разноцветных нитей по краям. Использовали некрученый шелк – синий, зеленый, оранжевый. Узор вышивали в технике двуcторонней глади, которая дает эффект гладкой блестящей поверхности как на лицевой, так и на оборотной стороне. На покровах вышивали цветы, плоды граната, птиц с цветком в клюве, фантастических зверей, напоминающих львов с хвостами, которые заканчивались цветком или широким листом. Некоторые гибриды составлялись из головы дельфина, туловища льва и хвоста в виде скелета рыбы. Контур спины зверя декорировался схематичным обозначением гривы или шипами. В изделиях с изображением растительного орнамента и цветочных узоров используется похожий прием. Например, крупный цветок гвоздики сверху имеет «кружевную» оборку. Если попытаться провести стилистические параллели с декором других видов прикладного искусства, то ближе всего окажутся произведения из стекла. Так, волнистым обрамлением ручек в виде налепов отличаются стеклянные многоручные вазы Андалусии.

Вышивка темным или черным шелком, особенно в XVII веке, – это тоже одна из примечательных черт испанского текстиля. Темным шелком украшали скатерти, узкие покровы, а позже, уже в XIX веке, детали женского костюма и аксессуаров. Монохромный узор из шелковых нитей контрастно выделялся на светлом фоне льняных тканей. Узоры выбирались традиционные – цветы гвоздики, тюльпана, букеты в вазах, фигурки птиц и животных.

В испанском кружеве с XVI века использовались такие же техники, как и в других европейских странах, но были и сугубо национальные варианты кружевоплетения. Цветное кружево, шитое иглой с добавлением металлических нитей и известное в Европе как «испанское кружево», служило отделкой салфеток, накидок на подушки, скатерок и других изделий. Заслуженную славу Испании принесло кружево «соль» (исп. sol – «солнце») – шитое иглой плоское кружево из льняных нитей с узором из круглых дисков-розеток, заполненных геометрическими или сильно стилизованными растительными мотивами. В эрмитажной коллекции есть небольшая группа произведений с таким декором. Испанские кружевницы восприняли орнаментальные формы мавританского искусства более раннего времени и смогли воплотить их в белоснежных нитях. Шитые иглой кружева использовались как вставки в белые монохромные льняные покровы, как окантовка крупных изделий или как салфетки; более мелкие формы встречаются в декоре кружевных воротников. Мотивы солнечного диска с отходящими от него лучами можно видеть и в произведениях испанских стеклодувов. Такие узоры, выполненные в контрастном голубом цвете, украшают сервировочные блюда, одно из которых представлено на выставке.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог. Авторы статей и кураторы выставки – Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, и Елена Анатольевна Анисимова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства.

Материалы из архива: