Выставка «Студия 44. Анфилада».
Государственный Эрмитаж приостанавливает прием посетителей с 18 марта 2020 года. Посещение выставки временно недоступно.
16 февраля 2020 года в Главном штабе открывается выставка «Студия 44. Анфилада». Эта грандиозная экспозиция занимает всю Большую анфиладу Главного штаба и представляет работы одного из самых известных архитектурных бюро Петербурга.
Архитектурные выставки – важное направление выставочной деятельности Государственного Эрмитажа. Последнее десятилетие ознаменовалось ретроспективами самых именитых архитекторов современности – Сантьяго Калатравы и Захи Хадид, и состоялись выставки, посвященные послевоенной голландской архитектуре, «Баухаусу» в Тель-Авиве и архитектуре финского модернизма.
«Студия 44» – автор проекта реставрации и приспособления восточного крыла здания Главного штаба под музейный комплекс Эрмитажа. Работа над ним продолжалась двенадцать лет – с 2002 года по 2014 год. Все этапы исследования, подготовки, реализации этого проекта стали центральной темой экспозиции и дали возможность понять, как рождается идея, как видоизменяется проект, какая огромная исследовательская работа стоит за каждой постройкой и каждым архитектурным решением.
Восточное крыло Главного штаба (здание Гражданских министерств), возведенное напротив императорского Зимнего дворца в 1828-30 годах архитектором Карлом Росси, представляло собой, как сейчас говорят, офисно-жилой комплекс: за грандиозной декорацией ампирных фасадов скрывались департаменты и канцелярии, кабинеты чиновников и служебные квартиры – от апартаментов министра до каморок кучеров и привратников. Складываясь в цепочки анфилад и группируясь вокруг пяти внутренних дворов здания-квартала, 806 помещений Главного штаба образовывали сложную, подчас запутанную структуру, которой предстояло стать единым музейным организмом. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, "для нас было важно, чтобы здание было связано с эрмитажной традицией, стало органичным прибавлением к Эрмитажу".
Стремясь превратить Главный штаб в музей эрмитажного масштаба и образного строя, архитекторы выстраивали идеологию проекта из первообразов исторического Эрмитажа – его анфиладных построений, барочных перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом.
Экспозиция состоит из нескольких тематических блоков. Выстроенные в ряд по ходу залов Большой анфилады, они складываются в последовательный рассказ об архитектуре как особом, комплексном виде искусства.
Экспозиция начинается с раздела «Триумфальная лестница. Построение» в Пятом Атриуме. Первым экспонатом выставки становится так называемая «Триумфальная» (парадная) лестница. Здесь представлены зарисовки к ее проекту, показывающие шаг за шагом процесс рождения формы. С 2003 года по 2005 год было нарисовано более семи вариантов лестницы: «Ландшафт», «Пирамида», «Развязка-крест», «Развязка», «Театр-каскад», «Амфитеатр», «Панафинея» и другие.
В ходе разработки проекта построение было видоизменено наложением на него линий перспективного схождения Новой Большой анфилады. Созданный К. Росси дом-квартал сужается клином к Певческому мосту, и его внутренние дворовые пространства сходятся, как в барочной перспективе. Ключевые линии построения Триумфальной лестницы перенесены с рисунков в натуру – на площадку перед подъемом на лестницу и на лестничные марши – маркировкой красного цвета. Красной линией отмечена и ось Новой Большой анфилады: начинаясь в первом дворе, эта линия проследует до конца выставки. На внутренней стене корпуса вдоль Мойки красным цветом маркированы окна, которые пришлось заложить, чтобы спасти эту стену от риска обрушения, вызванного строительством жилого здания на соседнем участке.
За лестницей следуют Двери Новой Большой анфилады – важнейший элемент архитектуры залов. Образ парадной эрмитажной двери, двери музея как храма искусств, разрабатывался во многих вариантах. Большие двустворчатые двери-порталы имеют высоту 12 м, в их нижнюю часть врезаны малые двери. Основное положение больших дверей-порталов – закрытое. Раскрытие всей барочной перспективы Новой Большой анфилады носит церемониальный характер, это событие, которого с нетерпением ждут, как ждут, когда оживет и придет в движение знаменитая механическая игрушка в Малом Эрмитаже – часы «Павлин». В течение работы выставки церемонию открытия и закрытия дверей можно наблюдать ежедневно.
В Четвертом атриуме расположен «Контейнер-кинозал», где транслируется 25-минутный видеофильм о проектах бюро, сделанный специально к выставке.
В следующем зале – Красном трансформере – располагается восьмиметровый «Дом макетов», где экспонируются 70 макетов, выполненных к 44 проектам "Студии 44" за последние 25 лет. По его лесенкам можно подняться, чтобы разглядеть их вблизи.
Весь Третий атриум занимает масштабная инсталляция «Архив», которая включает в себя 38 проектов, представленных в фотографиях и чертежах. Справа от центральной красной линии расположены реализованные проекты, слева – концепции, эскизы, а также проекты в стадии реализации.
Рождению архитектурной формы посвящен блок «Происхождение формы», расположенный в Зеленом трансформере. В центре зала находится 3D принтер, который печатает архитектурные формы по мотивам проектов «Студии 44». Они выставляются по мере готовности на специально смонтированную для этого полку с подсветкой. Впервые посетителям будет предоставлена возможность наблюдать трансформацию выставочного зала с полной сменой экспозиции в нем. Это происходит благодаря тому, что стены зала приводятся в движение – так, как это было задумано архитекторами. В работах бюро исходным импульсом для формообразования могут служить потоки движения (Вокзал "Олимпийский парк" в Сочи), задачи социализации (Академия танца Бориса Эйфмана, Гимназия им. Е. М. Примакова), интеграция в природный ландшафт (Образовательный центр для одаренных детей "Сириус"), коллективная память (Музей обороны и блокады Ленинграда).
Во Втором атриуме на время выставки появится «Эрмитажный сад» – нереализованный замысел архитекторов, отсылка к Висячему саду Малого Эрмитажа. Для устройства висячих садов в конструкциях соединяющих залы платформ были предусмотрены емкости, которые можно наполнить растительным грунтом и высадить деревья. Висячие сады в Главном штабе пока не разбиты, но для выставки создан фрагмент подобного сада. Липы можно будет увидеть в трех ипостасях: голыми, с графичными силуэтами крон - в феврале, распускающимися - в марте, зеленеющими - в апреле.
В Синем зале-трансфсрмере располагается раздел «Главный штаб. Метаморфозы», где представлены не только идеологические обоснования проекта и его окончательная редакция, но и длительный путь эволюции отдельных элементов, путь отбора, путь к форме.
Завершается экспозиция на малой («Певческой») лестнице, прочерчивая перспективу от Главного штаба к Петропавловскому собору. Особенность двора с Певческой лестницей - его нарочито неправильная асимметрично-треугольная форма (снаружи - это знаменитый острый угол Главного штаба). Проектируя Главный штаб, Карл Росси повернул последний поперечный корпус относительно всех остальных. Точно так же, реагируя на асимметричную конфигурацию двора, Певческая лестница отворачивает от оси Новой Большой анфилады.
Но сама эта виртуальная ось, будучи продолжена за стены Главного штаба, выходит прямо на шпиль собора Св. Петра и Павла Петропавловской крепости. Этот поразительный факт был обнаружен в процессе проектирования музея в Главном штабе. Трудно предположить, что Росси планировал такой эффект, во всяком случае, документальных подтверждений тому не существует. Но прямая, уходящая в бесконечность перспектива – определитель пространственной матрицы Петербурга, и ее выявление в нынешнем проекте реставрации выглядит полноправным завершением логики сооружения спустя 190 лет по окончании его строительства.
Выставка, приуроченная к 25-летию «Студии 44», организована при поддержке Фонда «ПРО АРТЕ», архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья» и ландшафтной компании «Принцип NOVO».
Куратор выставки от Государственного Эрмитажа – Александр Николаевич Дыдыкин, заведующий отделом «Главный штаб», куратор от «Студии 44» – Никита Игоревич Явейн, руководитель архитектурного бюро.