К 150-летию Первой выставки импрессионистов.

Бульвар Капуцинок в Париже. Клод Моне. 1873.
Дата и время мероприятия: 
с воскресенье, 28 апреля, 2024 (Весь день) по воскресенье, 21 июля, 2024 (Весь день)
Адрес: 
Дворцовая площадь, 6-8
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Главном штабе Государственного Эрмитажа открыта экспозиция «К 150-летию Первой выставки импрессионистов».
В течение трёх месяцев в Зале Клода Моне (№403) будут выставлены два шедевра: «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро (1874) и «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне (1873).
15 апреля 2024 года исполняется 150 лет со дня открытия выставки «Анонимного общества живописцев, скульпторов и гравёров», вошедшей в историю как первая выставка импрессионистов. Она состоялась на бульваре Капуцинок в Париже в мастерской фотографа Надара, близкого кругу будущих импрессионистов.
Сложно переоценить значение этого события. С ним связано возникновение не только термина «импрессионизм» и, соответственно, названия художественной группы, но и нового метода в живописи, нового видения мира.
На выставке 1874 года было представлено более полутора сотен работ. Среди них лишь немногие относились к подлинной импрессионистической живописи. Две трети участников той выставки сейчас полностью забыты, но одновременно с ними показывали свои картины Эдгар Дега, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, а также Поль Сезанн.
В 2024 году в Главном штабе будут показаны только два живописных полотна выдающихся представителей импрессионизма – единственные произведения с той знаменательной выставки, которые сегодня находятся в России.
«Городской парк в Понтуазе» из Государственного Эрмитажа и «Бульвар Капуцинок в Париже» из ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве иллюстрируют два разных творческих подхода. Работа Камиля Писсарро, выполненная в 1874 году, показывает уголок природы в маленьком городке. Эта во многом жанровая картина изображает размеренный досуг провинциальных жителей. Хотя вся она наполнена светом и воздухом, художник создавал работу в мастерской, тщательно продумывая композицию, что особенно видно по расположению людей в пространстве. Это произведение написано в свободной импрессионистической манере, однако один из самых главных принципов импрессионизма – работу с натурой – Писсарро здесь не использовал. Композиция восходит к традиции искусства рококо, когда одним из излюбленных мотивов художников было изображение отдыха аристократов на лоне природы.
Второе, более крупное произведение «Бульвар Капуцинок в Париже» было написано Клодом Моне из окна мастерской фотографа Надаля в 1873 году. Картина эта стала одной из программных работ, выставленных там же спустя год. Моне «выхватил» фрагмент улицы, не сильно заботясь о стройности композиции – край холста частично обрезал мужчин на балконе справа. Художника в данной работе интересовали не отдельный человек и даже не люди – он стремился запечатлеть мгновение быстротечного времени. Крупные мазки, диагональ света, разделяющая улицу пополам, помогли художнику передать ощущение стремительного движения, присущего столице. Картина экспонировалась на Первой выставке импрессионистов рядом с окном, из которого художник написал вид. Зрители могли выглянуть и сравнить, как изменилось состояние натуры.
Выставка-событие в Главном штабе не претендует на попытку воссоздать визуальный ряд Первой выставки импрессионистов, но приглашает к размышлению о контексте, в котором она состоялась и в котором творили художники.

Первая выставка импрессионистов задумывалась как коммерческое предприятие, а не художественный протест. Именно поэтому будущие художники-импрессионисты, разделяя схожие эстетические представления, пригласили и вполне конвенциональных художников – это позволяло распределить расходы по устройству выставки между большим количеством участников, а также привлечь публику более известными именами.
На момент открытия выставки будущие импрессионисты уже были состоявшимися художниками со своим кругом покупателей. Работы их даже изредка проходили отбор в официальный Салон. Однако, больше трёх работ одного художника жюри Салона не принимало, а плотная развеска в несколько ярусов мешала завоевать внимание публики. Эстетические принципы импрессионистов противоречили общепринятому представлению о роли изобразительного искусства в обществе. После поражения страны во франко-прусской войне и падения Парижской коммуны в ожесточенных уличных боях 1871 года в салонном искусстве воцарилось патриотическое искусство, отражающее вкусы и настроения в обществе. Представители импрессионизма же отказались от дидактики и пафоса в пользу изображения сиюминутных впечатлений и красоты реального мира.
После продолжительных споров художники назвали себя «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и гравёров» – даже названием не хотели они дать критике повод говорить о появлении новой школы живописи. Все предосторожности оказались тщетными. Уже после первой выставки, где новаторские работы «разбавляли» более привычные взгляду публики полотна, за направлением закрепилось слово «импрессионизм». Этим названием художники обязаны критику Луи Леруа. Он позаимствовал слово из названия картины «Впечатление. Восход солнца.» Клода Моне, представленной на выставке, и многократно воспроизвел его в своей сатиристической статье для достижения комического эффекта.
Развеска на выставке была гораздо ближе к современным представлениям об экспозиции, чем в Салоне – картины висели свободно, в один, маленькие в два яруса на двух этажах мастерской Надаля. Для оформления стен было закуплено дорогое красно-коричневое сукно. В таких условиях картины не страдали от соседства с более яркими или более сдержанными работами, и даже критики отмечали положительный эффект от такой организации пространства.
Однако, с коммерческой точки зрения выставка эта провалилась. Доходы от входных билетов и проданных работ едва покрыли организационные расходы, а в масштабах Парижа и его активной общественной жизни за месяц работы её посетили всего три с половиной тысячи человек. Тем не менее, именно на ней впервые появилось представление об импрессионистических работах как о цельном направлении, школе, которой ещё предстояло завоевать своего зрителя.

Куратор выставки – Ольга Дмитриевна Леонтьева, научный сотрудник, хранитель французской живописи второй половины XIX–XX веков, главный хранитель Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
К выставке подготовлена информационная брошюра со статьей О. Д. Леонтьевой «К 150-летию Первой выставки импрессионистов».

Материалы из архива: