Аллегория невинности.
В Зале школы Рембрандта открыта выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», где представлена картина Ханса Мемлинга «Аллегория невинности».
Выставка организована Государственным Эрмитажем и Музеем Жакмар-Андре (Париж, Франция). Ханс Мемлинг (1430-1440 – 1494) – один из известнейших художников ранней нидерландской школы и продолжатель традиций мастеров эпохи Северного Возрождения.
В произведениях Ханса Мемлинга много общего с мастерами старшего поколения, такими как Ян ван Эйк (1385/90 ‒ 1441) и Рогир ван дер Вейден (ок.1399-1464), в мастерской которого Мемлинг провел несколько лет. Известный историк и теоретик искусства XX столетия – Эрвин Панофский (1892 ‒ 1968) назвал плеяду современников Мемлинга – «наследники основателей».
В Эрмитаже художник не представлен, однако, картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» (XV век), являющаяся произведением кисти Рогира ван дер Вейдена, при поступлении в музей и долгие годы после считалась работой Мемлинга.
Ханс (или Ян, в зависимости от немецкой или нидерландской традиции) Мемлинг родился в Зелингенштадте (Германия). Однако практически вся его жизнь и творчество связаны с нидерландским Брюгге, гражданином которого он стал в 1465 году.
Картина «Аллегория невинности» была создана в 1479-1480 годах. В центре произведения мастер помещает изображение девы, окруженной аметистовой скалой. Внизу под ней ‒ две фигуры львов, охраняющих ее неприкосновенность. Слева от скалы художник расположил город, а за ним, уходящий вдаль гористый пейзаж. Существует предположение, что часть картины с изображением пейзажа, была написана позднее основного сюжета.
Принятое в настоящее время название произведения и трактовка сюжета появились в начале XX века, но не все их разделяли. Так высказывалось мнение о «Святой на горе», однако отсутствие нимба и следов от него развеяли это предположение.
«Аллегория невинности» была приобретена вдовой Эдуарда Андре ‒ Нели Жакмар-Андре в марте 1910 года в Мадриде. Эдуард Андре, происходивший из семьи банкиров, начал собирательскую деятельность около 1860 года. После свадьбы в 1881 году с парижской художницей Нели Жакмар они вместе продолжили собирать картины и прикладное искусство. Многие предметы супруги привозили из своих поездок по Европе и Ближнему Востоку. Эдуард Жакмар-Андре скончался в 1894 году. Его супруга продолжила их общее увлечение коллекционированием.
Так как у супругов не было прямых наследников, Нели Жакмар-Андре завещала особняк и коллекцию институту Франции с условием открытия музея. Ее воля была исполнена в 1913 году, и сравнительно небольшой, но с величайшим вкусом украшенный особняк стал важнейшим музеем Парижа.
Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства (Сергей Олегович Андросов, Заведующий отделом, доктор искусствоведения). Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства.