Коммунальный рай, или Близкие поневоле.

Даты проведения: 
с 14 декабря 2016 по 30 декабря 2017
Адрес: 
Английская наб., 44
Санкт-Петербург
Россия

В Особняке Румянцева (Английская наб., 44) в помещениях бывшей коммунальной квартиры, сохранившей свою оригинальную планировку, открывается выставка «Коммунальный рай, или Близкие поневоле. Очерки из жизни ленинградской коммунальной квартиры».
Сотрудникам музея удалось разыскать одного из бывших жильцов этой «коммуналки» — Сергея Игоревича Арно (заместителя председателя Союза писателей Санкт-Петербурга, директора издательства Союза писателей Санкт-Петербурга).
Экспозиция, развернутая в четырех комнатах, узком коридоре и общей кухне, рассказывает о коммунальном быте ленинградцев 1930–1980-х годов. Она представляет более 1000 предметов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, большинство из которых экспонируется впервые.
В 1920-х годах в больших городах молодой советской страны начался процесс превращения городских квартир, принадлежавших одному владельцу, в коммунальные. В 1928 году вышло постановление Совнаркома СССР «О порядке самоуплотнения жителей больших городских квартир». Бывшие владельцы квартиры переселялись в одну из комнат, а остальные помещения занимали нуждающиеся в жилье рабочие заводов и фабрик, военные, служащие различных советских учреждений и т. д. Так советская власть пыталась решить жилищную проблему в городах, в первую очередь, в Москве и Ленинграде, где численность населения постоянно возрастала за счёт притока рабочей силы из провинциальных районов России.
В 1960-е годы в Ленинграде началось активное жилищное строительство пятиэтажных домов, так называемых «хрущёвок», в 1970–1980-е годы окраины города застраивались целыми массивами многоэтажных домов, но решить проблему «коммуналок» в городе так и не удалось. До сих пор 10% жилья в Петербурге составляют «коммуналки».
Совместное проживание чужих людей в одной квартире породило целый культурный пласт городского фольклора, многие петербуржцы хранят воспоминания о детстве и юности, проведенных в таких коммунальных квартирах. И, несмотря на репутацию «социального зла», у многих слово «коммуналка» вызывает лёгкую ностальгию.
В особняке Румянцева представлена реконструкция ленинградской коммунальной квартиры, в которой «живут» разные персонажи: «уплотненная» в 1920-х годах бывшая хозяйка всей квартиры; семья, перебравшаяся в город из деревни в 1930-1950-х; представитель «неформальной молодежи» 1960-х и художник, представитель ленинградского андеграунда 1970-1980-х. Предметы из музейного собрания 1930–1980-х годов позволяют показать быт ленинградцев из разных социальных слоев и в разные временные периоды.
На общей кухне можно увидеть ретроспективу бытовых приборов: от примуса до газовой плиты; от холодильного стола до электрического холодильника; от оцинкованного рукомойника до водопроводного крана и т. д.
В коридоре выставлены радиоприемники, электробритвы, фены, настенные телефоны, звонки, пылесосы и другие «вещи из прошлого».
Также на выставке демонстрируются фрагменты художественных и документальных фильмов, где показаны будни ленинградских «коммуналок».

Материалы из архива: