Евгений Михнов-Войтенко.
KGallery представляет выставку важнейшей фигуры ленинградского неофициального искусства ХХ века - Евгения Михнова-Войтенко (1932-1988), получившего широкую известность серией работ «Тюбики».
В основу данной экспозиции вошло более 50 произведений из серии абстрактных композиций «Квадраты» 1970 – 1980х годов, ранее находивщихся в коллекциях близких друзей художника - фотографа Геннадия Приходько и ученого Анатолия Сидорова.
Художник создал оригинальную эстетику спонтанной живописи, изобретая технические возможности для создания неконтролируемого изображения. Для своих произведений автор использовал подвижный стол, меняющий угол наклона и соответственно траекторию растекающейся краски. Михнов-Войтенко работал с мокрым картоном, дающим непредсказуемые разводы; наносил краску большими кистями, формировал композицию мастихином и шпателем. В отличие от американского абстрактного экспрессионизма (с которым часто сравнивают работы художника) возникшего под влиянием сюрреализма, психоанализа и исследований архаических мифологий, живопись Михнова-Войтенко формировалась в духовно-религиозных поисках.
Искусствовед Екатерина Андреева в своей книге «Всё и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века» писала о нем так:
«Из всей молодежи, устремившейся во второй половине 1950-х к абстракционизму, Михнов-Войтенко выделялся широтой и глубиной своих экспериментов. Он не ограничился модным экспрессивным трагизмом и дриппингом, стильным инженерным дизайном под Мондриана или Родченко, манящей всеми своими членами и члениками сюрреалистической биоморфной формой. Конечно же, все это он изучил и опробовал, и достиг в этом несомненных успехов, поскольку обладал абсолютным слухом в области форматов, линий и цвета. Впечатляют и само количество абстракций Михнова, и разнообразие приемов работы с материалом. Овладев абстракцией как мутирующей безличной фактурой мира, Михнов должен был найти в абстрактной живописи свой путь, овладеть ею как своим, а незаимствованным языком. И ему превосходно удаётся решить эту сложную профессиональную задачу, дать ещё одно начало абстракционизма, когда сама беспредметная живопись отошла от начал довольно далеко и повсеместно академизировалась».
Работы художника хранятся в собраниях: Государственного Русского музея; Музее Нонконформистского Искусства, Санкт-Петербург; Новом Музее Современного Искусства, Санкт-Петербург; Московском музее современного искусства; Самарском Областном художественном музее; Музее Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, США; Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж; частных собраниях России, США, Франции, Великобритании, Чехии.