Выставка «В пепле истории».

Мой Зимний дворец №9 Чжан Хуань 2019 г. Шелкография, резьба по деревянной двери.
Возвращение блудного сына Чжан Хуань 2019 г. Холст, пепел.
Спрашивая Конфуция №3 Чжан Хуань 2011 г. Холст, пепел.
Перерождение №1 Чжан Хуань 2019 г. Холст, акрил.
Выставка Чжан Хуань.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 9 сентября, 2020 (Весь день) по воскресенье, 8 ноября, 2020 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже представлена выставка «Чжан Хуань. В пепле истории». Это первая персональная выставка в России одного из самых известных современных китайских художников Чжана Хуаня. Первоначально открытие было запланировано на 15 мая 2020 года, но в связи с пандемией было перенесено на более поздний срок.

Экспозиция, представленная в Николаевском зале Зимнего дворца, насчитывает более тридцати произведений, многие из которых созданы художником специально для этой выставки под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга. Работы на выставке объединены в несколько серий и выполнены в разных техниках. Отдельной частью экспозиции являются две работы из серии «Любовь», созданные в условиях изоляции, как концентрированное личное переживание ситуации в Китае и в мире, способ сохранить память о жертвах пандемии.

Чжан Хуань завоевал огромную популярность после ряда своих громких перформансов в Китае и США. В середине 2000-х годов художник занялся созданием живописных произведений в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. Одно из таких произведений – сорокаметровый групповой портрет коммунистической партии КНР – займет почти всю стену Николаевского зала, самого большого парадного зала Зимнего дворца. На экспозиции также демонстрируются работы, выполненные в другой необычной технике: смешение фотографии и резьбы по дереву. Деревянные рельефы выполнены, в том числе, по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания. Особый интерес вызывает новый раздел произведений «Красная серия», который знаменовал собой смену творческого курса Чжан Хуаня и его возвращение к технике живописи. Первые работы этой серии объединены названием «Реинкарнация», состоящие из восьми специально отобранных произведений.

Как отмечает М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: “Чжан Хуань – воспитанник советско-китайской академической традиции, мастер жестких перформансов, покоривших Америку, буддист, познавший глубину своей веры через огонь и пепел благовонных воскурений. Он – обаятельный и эмоционально тонкий художник, умеющий организовать массы на театральное действо и на производство огромных скульптур. Человек – сознательно открытый нескольким культурам, уютно в них живущий, но всегда трогательно помнящий свои корни”.

Чжан Хуань получил степень бакалавра изящных искусств в Хэнаньском университете в Кайфыне (1988). В ранние годы находился под влиянием произведений Рембрандта ван Рейна и Жана-Франсуа Милле, чьи искусством искренне восхищался. Через 5 лет, в 1993 году, Чжан Хуань получил степень магистра в Центральной Академии художеств в Пекине и в это же время увлекся созданием перформансов, в ходе которых проверял свою физическую и ментальную выносливость. Вместе с тем, Чжан Хуань не оставлял занятий живописью, освоив также искусство фотографии и скульптуры. Большое влияние на мастера оказало пребывание в США, где он проживал с 1998 по 2005 годы. В настоящее время Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке, сочетая в своем творчестве западные художественные приемы с концепциями традиционной китайской культуры.

В своих работах художник регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Чжан Хуань стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, что позволяет ему сохранить свою идентичность как китайского художника. Для создания произведений мастер нередко использует большой спектр материалов и инструментов, что обуславливает некоторую синтетичность и даже декоративность его работ.

Выставка «Чжан Хуань. В пепле истории» организована Государственным Эрмитажем в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», при поддержке Pearl Lam Galleries, China Art Foundation, DC Foundation - Diana Chen, Dr. Junning Lee & Mrs. Xiaojun Lee, Asymmetry art foundation, Julian Zhen.

Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Анастасия Веялко, младший научный сотрудник отдела. Приглашенный со-куратор – У Хун, профессор Чикагского университета, США.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (на русском и английском языках), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей: Д.Ю. Озерков, А. Веялко, У Хун, кураторы выставки.

Выставку также сопровождает большая образовательная программа, подготовленная Молодежным центром Государственного Эрмитажа, включающая в себя встречи с художником и кураторами, проведение мастер-классов и дискуссий.

Чжан Хуань
Чжан Хуань родился в 1965 году в китайском городе Аньян, в провинции Хэнань. Стал известным после ряда громких перформансов в Китае и США. Создает живописные произведения в уникальной технике: большинство его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. В своих работах художник регулярно затрагивает вопросы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Чжан Хуань стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, что позволяет ему сохранить свою идентичность как китайского художника.
Работы мастера можно найти в самых известных мировых собраниях — Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Центре Помпиду и Louis Vuitton Fondation в Париже, Музеях искусства Филадельфии и Сан-Диего, в собрании Гарвардского университета. Последние его работы были представлены в художественных галереях и музеях Италии, Австралии, Америки, Австрии, Германии, Швейцарии, Англии и других странах. Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке.

Чжан Хуань – воспитанник советско-китайской академической традиции, мастер жестких перформансов, покоривших Америку, буддист, познавший глубину своей веры через огонь и пепел благовонных воскурений. Он – обаятельный и эмоционально тонкий художник, умеющий организовать массы на театральное действо и на производство огромных скульптур. Человек – сознательно открытый нескольким культурам, уютно в них живущий, но всегда трогательно помнящий свои корни.

Чжан Хуань продолжил уже сложившуюся традицию создавать серию работ специально для выставки в Эрмитаже и музеем вдохновленную. Так было с Ансельмом Кифером и Адрианом Гени. Получилось удачно. Эрмитаж для художника – часть того академического воспитания, которое научило его прекрасно рисовать, не стесняя свободу обращения с формой и содержанием. Классические картины Эрмитажа и классика русского искусства воспринимались через эту эстетическую школу как нечто близкое, что и привело к выбору для интерпретации как бы обычного, но на самом деле очень специфичного набора работ.

К Эрмитажу, известному с молодости, добавились впечатления от эрмитажных инсталляций на Венецианской биеннале, продолжением идей которых эти работы как бы являются. Но в размышления о «Блудном сыне» Рембрандта вмешался Иван Грозный, «дискутирующий» внутренне с рембрандтовским «Жертвоприношением Авраама», висящим в Эрмитаже наискосок от «Блудного сына». А в ряд преобразованных резьбой по дереву «Данаи» Тициана, «Флоры» Рембрандта, «Лавки» Снейдерса и «Персея» Рубенса без напряжения встает «Последний день Помпеи». Не думаю, что художник знал, что эта картина когда-то была в Эрмитаже и висела как раз там, где сегодня – великие фламандцы. Есть и другая сокрытая аллюзия. Именно в Эрмитаже выставлены самые ранние нидерландские групповые портреты, которые стали столь характерными для голландского искусства и которые, без сомнения, сродни групповым портретам, которые так любит Чжан Хуань. Есть очень распространенный обычай в шутку заменять на репродукциях знаменитых групп на таких портретах лица на образы современников. Так и лица участников съездов КПСС при переводе в дерево приобретают китайские черты.

Все это, конечно, – игры интерпретации, но они и создают из выставки новый перформанс, который получил из-за пандемии новый поворот – морское путешествие из Китая в Петербург, ставшее карантином, а затем путешествие ящиков из Петербурга в Москву и обратно на Дворцовую площадь. И это, возможно, еще не конец.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

Проект «Эрмитаж 20/21»
Проект Государственного Эрмитажа, существующий с 2007 года и посвященный изучению и экспонированию мирового современного искусства, в рамках которого происходит формирование коллекции современного искусства музея. Выставочная часть проекта включает в себя пять основных направлений: персональные выставки признанных классиков современного искусства, групповые выставки молодых художников разных стран, архитектурные выставки, выставки фотографии, проект «Скульптура в Большом дворе Зимнего дворца». В рамках образовательной программы «Эрмитажа 20/21» проходят встречи с художниками и кураторами, круглые столы и мастер-классы, конкурсы среди художников. За время работы проекта состоялось около сорока выставок.

Материалы из архива: