Николай Сажин.

Даты проведения: 
с 17 февраля 2015 по 28 февраля 2015
Адрес: 
Большая Морская ул., д. 38
Санкт-Петербург
Россия

В большом зале Выставочного центра Санкт-Петербургского Союза Художников открыта выставка живописи и графики известного петербургского художника Николая Алексеевича Сажина.
Николай Сажин - художник-"семидесятник", чей творческий путь в равной степени освещен высоким профессионализмом и тягой к художественному эксперименту, породившими сугубо "сажинский" изобразительный язык. Он сложен для восприятия неподготовленным зрителем, но почитателю его творчества непременно преподносит, помимо сугубо эстетической радости от новой с ним встречи, непредсказуемые и ворошащие воображение головоломки.
Выставочная деятельность художника началась еще в пору студенчества в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в так называемой "неофициальной" художественной среде (1974 год, ДК им. Газа). В те годы он был увлечен творчеством Павла Филонова и посещал сакральное пристанище его работ в доме преданно хранившей наследие брата Е.Н. Глебовой.
Ныне на счету художника – около ста персональных и групповых выставок в различных музеях и галереях России и зарубежных стран, две выставки в стенах Русского музея (1990 и 2002). Он никогда не повторяется в своих экспозиционных проектах, каждый раз являя новую грань своего творчества.
На этой выставке автор показывает несколько живописных триптихов последних лет, выполненных на основе огромного количества очень своеобразных "летних зарисовок" 1980-х - 2000-х годов. Эта грандиозная череда "теневых" (не показанных) прежде рисунков является настоящим откровением художника. Особо высвечивая образ художника как искусного рисовальщика, они, вместе с тем, самоценны каждый по себе и в совокупности, рождая цельный, по-своему логичный и кинематографичный, мир.
Художник укладывает в формат "трубы", растягивая ее по не имеющей начала и конца горизонтали, подвижные структуры из диковинных антикообразных масок, дольменов, других архаических мотивов и мотивов современных (индустриальных, механистических, подчас космического свойства). Динамичные, гибкие и одновременно брутальные формы нередко природного характера (растительного, животного, анатомического) движутся, взаимодействуют и перетекают одна в другую, образуя своего рода скоропись, вязь, письмо. Подобно им пластически переходят одна в другую и темы графических листов (материал некоторых из них не фабричного производства, но рукотворен). Внимая концепции художника, зритель открывает своё восприятие изобразительному видению человеческого существования. В преподносимом зрителю мире подобно кадрам мелькают преображенные стремительным движением, растянутые в пространстве урбанистические пейзажи, и неожиданно статичные, порою как печати, круглые формы – одна из смыслообразующих красных нитей творчества Сажина.
Вполне закономерно художник конца ХХ – начала ХХI веков вступает в диалоги с различными культурными эпохами и мастерами искусства, с современной философией, кинематографом и с собственными, однажды найденными образами. Мелькают парафразы на творческие воплощения таких мастеров прошлого и настоящего как Караваджо, Рафаэль, Паоло Уччелло, К. Малевич, Ефим Честняков, Василий Чекрыгин, Питер Гринуэй, Терренс Малик, Дерек Джармен, на дантовские мотивы. В выставочном пространстве они равнозначны изображенным рядам капустам, шествиям зверей , птиц, натюрмортам из излюбленных художником тыкв и черепов и столь же излюбленных тем тленной материи, ибо пребывают своеобразной взвесью в едином, их уравнивающем, потоке. Частицы мироздания? Космический мусор? Что говорит нам художник? Николай Сажин может пугать и восхищать одновременно, но никогда не навяжет зрителю удрученности, передавая ему частицу неизменно веселого творческого духа, как и подобает истинно большому художнику.

Материалы из архива: