Армения по Мандельштаму.
На выставке представлены более восьмидесяти отпечатков с подлинных стеклянных негативов, хранящихся в коллекции Музея истории Армении в Ереване. Фотографии были сделаны в начале ХХ века в ходе археологических экспедиций Императорской Археологической комиссии в городах Ани (замок и крепость V–VIII вв., с X–XIII вв. — столица Армении, крупнейший экономический и культурный центр) и Ван (первая столица Армянского царства, основанного династией Ервандидов в VI веке до н.э.). В состав экспедиций под руководством академика Николая Яковлевича Марра входили известные армянские ученые и фотографы: архитектор Торос Тораманян, искусствовед и историк архимандрит Гарегин Овсепян, археологи и историки Смбат Тер-Аветисян, Ашхарбек Калантар, Ерванд Лалаян и фотографы Ованес Кюркчян, Арам и Ара Вруйры.
Фотографии, запечатлевшие историко-архитектурные памятники Западной и Восточной Армении IV–XVII веков, являются единственным свидетельством уникального культурного наследия, полностью или частично уничтоженного временем или в ходе драматических событий начала XX века.
Замечательная идея соединить в едином художественном проекте прекрасные, наполненные историческим и художественным контекстом визуальные образы памятников армянской архитектуры, и глубокие, яркие поэтические образы цикла стихотворений «Армения» Осипа Эмильевича Мандельштама принадлежит Анелке Григорян, много лет работавшей с этими материалами в Музее истории Армении. Проект представлен зрителю в год 125-летия со дня рождения выдающегося русского поэта и завершает цикл мемориальных действий, посвященных памяти трагических событий в истории армянского народа.
В Армению фотография проникла сразу после ее изобретения, и занимались ею, помимо профессиональных фотографов, ученые – архитекторы, историки, археологи. Представленные на этой выставке фотографии сделаны в период с 1878 по 1920 гг., в годы организованного, массового уничтожения армян по всей Малой Азии, когда беспримерные погромы оставили после себя сотни тысяч убитых, десятки тысяч разрушенных домов и памятников. В 1915 году Османская Турция осуществила свой дьявольский план геноцида, унесшего полтора миллиона жизней.
«Окно в мир», открытое фотографией, стало для армянских фотографов, переживавших трагедию своей страны, магическим оружием для спасения образа страны от реальности ужасов мира и реального времени. Фотография по сути своей соответствовала тонкой, скрупулезной документации. Выхваченное, оторванное от оригинала, от своего «начала», фотографическое изображение обладало неподвластным времени присутствием, становясь абсолютно правдивым и верным свидетельством и одновременно памятью оригинала.
Позирование перед фотокамерой является принципом и нормой этих фотографий, как состояния представительности и ощущения себя в будущем. Сосредоточенность на торжественном «предстоянии» перед фотообъективом ценностей страны – пейзажей, архитектурных памятников, старинных надписей – и народа, анонимного этноса – на фоне монументов своей деятельности, является основным их достоинством.
Как бы следуя духовному завету Хоренаци, армянские фотографы создавали «богоданный и богоугодный» образ страны, дух и красота которой озвучены гениальным словом Осипа Мандельштама об Армении, поддерживающим «яркий свет рассудка прекрасными мыслями», услаждая тем Первообраз, то есть Бога.
Директор Музея истории Армении Григор Григорян.