Выставка «Сентиментальное путешествие».
В Синей спальне Зимнего дворца открыта выставка "Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России", приуроченная к столетию выставки керамики фирмы Веджвуд в Императорской Академии художеств, одним из кураторов которой был первый директор Государственного Эрмитажа – Сергей Николаевич Тройницкий (1882-1948).
Кроме изделий, экспонировавшихся на выставке 1912 года, Эрмитаж 2012-2013 демонстрирует неизвестные публике и ранее не публиковавшиеся предметы из запасников музея. Всего перед зрителем предстают 97 произведений всемирно известной фирмы, которые позволяют не только оценить высокий художественный уровень эрмитажной коллекции, но и дают понятие о главных аспектах просветительской миссии Джозайи Веджвуда.
Биография Джозайи Веджвуда (1730-1795) – яркий портрет эпохи Просвещения и промышленной революции в Британии. Великий Джозайя был младшим, тринадцатым ребенком в семье владельца маленькой керамической мастерской. Начав самостоятельную деятельность в 29 лет, в 36 Джозайя уже стал "керамистом Её Величества", в 39 лет – открыл знаменитую фабрику "Этрурия", где должны были выпускаться декоративные сосуды, напоминавшие античные вазы. Романтической манифестацией стало собственноручное изготовление мастером "Ваз первых дней "Этрурии"" во время церемонии открытия фабрики. Лицевая сторона этих сосудов была украшена изображениями, имитирующими краснофигурную греческую вазопись. Современники воспринимали веджвудовские изделия как образец высокого художественного вкуса, зримое воплощение античной гармонии.
Веджвуд с юности занимался технологическими изысканиями. В начальный период своей деятельности он усовершенствовал состав использовавшихся в то время зелёных глазурей, обеспечив им сияющий изумрудный оттенок (в этой технике в начале 1760-х гг. декорирован кувшин в виде ананаса). Заслугой Веджвуда является также усовершенствование рецептуры традиционного английского фаянса "цвета сливок" (предметы из "Сервиза с эмблемами земледелия"). Новая керамическая композиция была названа фаянсом королевы и отличалась светлым тоном и большей пластичностью. Среди изобретений Веджвуда – рецепт знаменитой черной базальтовой массы, напоминающей как античную бронзу, так и греческие чернолаковые сосуды, и, конечно, яшмовой массы, снискавшей особую популярность современников. Последняя легко позволяла воспроизводить античные камеи с белым рельефом на цветном фоне и изготавливать изящные плакетки для украшения неоклассических интерьеров.
XVIII столетие - век вымышленных путешествий, в которые интеллектуалы отправлялись, не отходя от письменного стола. Иное дело – люди практики. Строительство новой фабрики также предпринималось Веджвудом как увлекательное путешествие в далекое прошлое, и Веджвуду – керамисту, коммерсанту и "путешественнику" нельзя было отказать в сентиментальности. Джозайя Веджвуд позиционировал себя как создатель новой культурной утопии, ориентированной на мифы античности, но освоенной в современном практическом смысле. Изделия фирмы выполнялись по образцам "лучших" антиков, при этом в одном предмете комбинировались античные пластические и изобразительные мотивы и художественные реалии других эпох.
Со времен Екатерины II комфортабельная и цивилизованная жизнь на лоне природы ассоциировалась в России с британской культурной традицией. Именно по заказу императрицы в 1773-1774 годах Веджвудом был выполнен знаменитый "Сервиз с зелёной лягушкой": 944 предмета, декорированные 1222 не повторяющимися видами Британии. Ансамбль предназначался для придорожного дворца в местечке Кекерекексинен (финск. "лягушачье болото"). Часть предметов сервиза, хранившегося в начале XX века в Английском дворце в Петергофе, была экспонирована на юбилейной выставке веджвудовской керамики в Лондоне в 1909 году. Эти же 34 вещи-путешественницы представляют всемирно известный керамический ансамбль на настоящей выставке. "Сервиз с зеленой лягушкой", изначально предназначенный для обозрения, а не для утилитарного применения, знакомил россиян не только с британскими ландшафтами, но и с британскими культурными ценностями, а на выставке 1909 года воспринимался как символ причастности России к европейской культурной традиции.
Куратора выставки – Лидия Владимировна Ляхова, старшего научного сотрудника Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.