От бересты к бумаге. Книга Древней Руси.

Даты проведения: 
с 8 декабря 2011 по 18 февраля 2012
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

В Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка "От бересты к бумаге. Книга Древней Руси", представляющая семьдесят четыре экспоната из собрания Новгородского музея-заповедника. Выставка дает возможность увидеть берестяные грамоты и церы, писала и чернильницы, рукописную и печатную книгу из крупнейшего центра средневековой книжности.
Комплекс археологических предметов XI-XV веков знакомит с самым ранним этапом истории древненовгородской письменности. В этот период своеобразными записными книжками горожанина были церы - деревянные дощечки, покрытые воском, на которых можно было делать заметки, писать черновики, рисовать. По мере необходимости старый текст стирался и сглаживался, освобождая место для новых записей. Древнейшей сохранившейся церой сейчас является Псалтырь начала XI века, найденная на Троицком раскопе Новгорода. Особые условия хранения не позволяют перевозить Псалтырь, поэтому о ней расскажет небольшой фильм. На выставке представлены две церы из Троицкого раскопа. "Новгородская" цера XII века, судя по остаткам надписи, принадлежала сборщику дани. Другая цера, второй половины XIV века, имеет западноевропейское происхождение.
Более известен другой материал для письма - береста. В берестяных грамотах отразились все сферы повседневной жизни. При дороговизне пергамена береста была более доступным писчим материалом. На кусках березовой коры писали личные письма, обучали детей грамоте, записывали молитвы и заговоры. Большинство записей на березовой коре написаны на древненовгородском диалекте древнерусского языка, который в отличие от церковнославянского, использовался в устной речи.
Отдельные берестяные листы сшивали вместе, превращая их в прочные и долговечные книжечки. Экспозиция включает единственную полную берестяную книжечку, найденную в древнем Славенском конце Новгорода, западнее Знаменского собора. В ней записаны сложные и требующие хорошей памяти церковнославянские тексты, которые читаются раз в год на церковное празднество (в течение Великой вечерни).
Для письма на воске и бересте применялись найденные в большом количестве писала - металлические и костяные заостренные стержни с тупым концом для заглаживания записей. Наряду с самыми простыми и безыскусными писалами в археологических находках попадаются настоящие произведения искусства: изящные, украшенные орнаментом, витые стерженьки.
Рукописные книги на пергамене появляются в Новгороде одновременно с распространением письменности. Древнейший из представленных отрывков рукописи датируется XI веком. Этот богослужебный текст написан "уставом", геометрически правильными буквами, отделенными друг от друга и полностью помещенными в строку.
Настоящими шедеврами древнерусской книги можно назвать иллюминированные бумажные рукописи - Лествица Иоанна Синайского начала XV века и Евангелие, написанное писцом Андрейчиной в XVI веке. Орнаментация рукописи, стиль и техника миниатюр Евангелия отражают западноевропейскую традицию. В частности виртуозно выполнены фоны из листового золота в миниатюрах, написанных на вставных пергаменных листах.
Особенности рукописной книги несут на себе и экземпляры первых русских печатных книг XVI века. К примеру - раскрашенные от руки заставки и буквицы, которые можно увидеть на страницах Евангелия 1563-1564 годов, придают особую нарядность строгому тексту. Печатная книга ещё много столетий соседствовала с рукописной, которая в виде кодексов и свитков широко бытовала в церковной и светской среде. Образцы рукописной книги XVII века представлены певческими рукописями, литературными произведениями, синодиками, украшенными миниатюрами.
В разделе старопечатных книг показаны редкие издания XVI-XVII веков. С первопечатником Иваном Федоровым связано издание Острожской Библии. В ней были сведены воедино все библейские тексты, которые благодаря дешевой типографской форме стали доступны массовому читателю. Две книги XVI века - львовский Апостол и виленский Часословец - напечатаны на территории Польши, где книгопечатание началось значительно раньше.
Особое, пограничное, расположение Новгорода способствовало активному взаимовлиянию в регионе иноземных, общерусских и собственно новгородских технологий, художественных стилей. Коллекция Новгородского государственного музея-заповедника демонстрирует яркую страницу в истории письменности и книжности Древней Руси.
Куратор выставки - Евгений Викторович Платонов, ведущий библиотекарь Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: