Выставка Анатолия Заславского «Избранное».
Новый музей Аслана Чехоева в Санкт-Петербурге открывается после длительного перерыва персональной выставкой яркого представителя ленинградской школы живописи Анатолия Заславского. Проект «Избранное» приурочен к 80-летию художника и представляет субъективный взгляд Анатолия Заславского на собственное творчество. Анатолий Савельевич Заславский — петербургский художник, куратор, основоположник объединения «Безнадёжные живописцы», продолжающего традиции довоенной ленинградской группы «Круг художников», Школы Сидлина и художников Арефьевского круга. Среди участников группы в разное время были Борис Борщ, Арон Зинштейн, Владимир Яшке, Станислав Короленко, Алла Давыдова и другие. Выйдя за границы всякой нервно реагирующей на вкусы кураторов и арт-критиков актуальности, безнадежные живописцы предоставлены самим себе, своей бескорыстной любви к живописи, включая ее неизменные вековые устои, а именно, создание на плоскости пластического образа с помощью красок и линий, положенных или проведенных живой человеческой рукой.
Живопись Заславского устраняет оппозицию между авангардизмом и традиционностью, фигуративностью и абстракционизмом, примитивизмом и реализмом. Напряжение превращается у Заславского в еще один ресурс живописного языка, переходит на полотна, делая высказывание художника только более выразительным и выпадающим из автоматизма зрительских ожиданий. Заславского не смущает так называемая «вторичность» мотива, цветовой палитры, композиции, темы. Он с удовольствием идет по проторенной дороге, встраивается в контекст уже высказанного, нисколько не боясь затеряться среди великих предшественников. В творчестве Анатолия Заславского проблема новизны уступает место вопросу подлинности художественного высказывания. Подлинное занятие не детерминируется ничем внешним, не сводится к заранее заданным опознавательным критериям, которыми можно оперировать бюрократически-отстранённо, лично не вкладываясь. Единственным индикатором подлинности художественного высказывания становится подлинность эстетической реакции зрителя.
Выставка Анатолия Заславского в Новом музее объединяет работы, не связанные определённой темой или хронологической последовательностью. Главным критерием формирования экспозиции стала субъективность автора. «Для выставки в Новом музее я отобрал работы, связанные друг с другом по формальным соответствиям, которые я считаю актуальными в данный момент. Эту выставку мне хотелось бы понимать, как разговор с самим собой», — говорит Анатолий Заславский.
Анатолий Савельевич Заславский (р. 2 ноября 1939 г.) — петербургский художник, куратор, основоположник объединения «Безнадёжные живописцы». В 1965 году окончил художественное училище им. В.И. Мухиной, около 20 лет занимался монументальной живописью, с 80-х годов всецело посвящает себя станковой живописи. С 1977 года — член Союза художников России. Член Международной федерации художников (IFA). Действительный член Академии Современного Искусства Санкт-Петербурга. Участник более 200 выставок в России и за её пределами. Выступает с лекциями по истории петербургской школы живописи, работает с учениками в мастерской. Произведения Анатолия Заславского находятся в собраниях Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея театрального и музыкального искусства, музея современного искусства «Эрарта», Киевском государственном музее русского искусства, Пермской картинной галерее, Дальневосточном художественном музее, а также в частных коллекциях России, Германии, Дании, Израиля, США, Южной Кореи.
Алексей Машевский, поэт, эссеист, литературный критик, культуролог:
«Живопись Анатолия Савельевича Заславского способна доставить зрителю одновременно чувственную и интеллектуальную радость. С одной стороны, перед нами какое-то исключительно телесное взаимопроникновение-касание-полыхание красок. С другой – вдруг пятно, структура, дополнительный акцент, умышленно ставящие под вопрос благостность пейзажа или комплиментарность фигурки портрета. Сознательно задаваемое нарушение равновесия. Кукольные людей на улице города, смущающие на мгновение наивной прямотой детского рисунка. Но если отвлечься от априорных форм автоматизированного восприятия, вокруг обнаружится много странного, как бы случайного, гофмановского: игрушечного, исковерканного и прекрасного. В таком «пародировании реальности» таится не просто приём. Это органично присущая художнику форма отстранения, попытка не опьянеть от собственного упоения цветом, не впасть в снимающий смысловую ответственность импрессионизм. За умышленной естественностью скрывается одна важная особенность творчества Заславского: он владеет не только живописным, но и литературным языком, выступая одновременно в качестве создателя и комментатора художественных произведений».
Никита Ткачук, искусствовед, художник, участник группы «Безнадёжные живописцы»:
«Анатолий Заславский берёт под контроль процесс писания картины: подчиняет импульс руки импровизирующей мысли. В этом есть жизнь, потому что мысль направлена на создание картины как органически функционирующей целостности, но при этом Заславский желает почувствовать, на каких крайних условиях она функционирует. Провокационные задачи, которые он сам себе ставит в процессе работы, взбадривают руку и ум, изощряют язык и освобождают от «приёма». Заславский всякий пафос с юмором снимает микросюжетами, которые приправляют сугубо живописные проблемы. Эти микросюжеты возникают как частный случай всё тех же исследований границ. Думается, Заславский хочет понять, сколько можно заметить связей и метафор в реальности (к ней он внимателен), чтобы это не повредило картине, и как совместить эти наблюдения в самой картине с пластическим аналогом этих связей, с вязью формальных созвучий и перекличек».