Ленинградское детство. 1920–1980-е.

Буров И. Афиша к фильму. 1975.
Глебова Т Н. Блокада. 1942. Картон масло.
Лапкин В Д. Зарядка в детском саду. Начало 1960-х.
Лернер Я М. Дети в Шуваловском парке. Конец 1960-х.
Неизвестный фотограф. 1953.
Потемкин И П. Дети в брошенной трансформаторной будке. 1988.
Трахтенберг Д М. Наши летят! 1941-1943.
Представленные в экспозиции фотографии, документы, плакаты, живописные и графические работы расскажут о том, как жили дети Ленинграда на разных этапах истории страны.
Дата и время мероприятия: 
с четверг, 23 декабря, 2021 (Весь день) по среда, 1 июня, 2022 (Весь день)
Адрес: 
Петропавловская крепость
Инженерный дом
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Инженерном доме Петропавловской крепости состоится открытие выставки «Ленинградское детство. 1920-1980-е». Представленные в экспозиции фотографии, документы, плакаты, живописные и графические работы, архитектурная графика, скульптура, костюм, предметы быта и декоративно-прикладного искусства из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга расскажут о том, как жили дети Ленинграда на разных этапах истории страны, как проходило их воспитание, образование, социализация; чем увлекались, какие книги читали и в какие игры играли, во что верили и о чем мечтали юные ленинградцы.
Всем знакомые фразы «Счастливое советское детство», «Детство — беззаботная пора», «Всё лучшее — детям!» звучат как воспоминание о советском прошлом наших родителей, бабушек и дедушек, однако в чем же справедливость этих утверждений?
В первые годы после революции и Гражданской войны детство большинства ребят было омрачено голодом и беспризорщиной, годы репрессий 1930-х годов — страхом за близких. Война и блокада у многих детей просто забрала этот период жизни. Тем не менее, слова «советское детство» чаще всего соседствует с эпитетом «счастливое». И с этим утверждением предлагает согласиться или поспорить выставка, открывающаяся в Инженерном доме Петропавловской крепости.
31 декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет «Об организации Коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества», охрана интересов детей была провозглашена в качестве прямой обязанности государства, основными принципами воспитания стали бесплатность и доступность. Красноречиво иллюстрируют провозглашенные государством тезисы плакаты «Дети — наше будущее, наше счастье. Будущая мать — дорогая ценность государства» (1918–1920-е), «Кооператоры, устраивайте вашим детям ясли, очаги, детские сады» (1918), «Новый быт — детище Октября» (1920-е).
О новом быте, о жизни детворы в первые годы после революции свидетельствуют фотографии 1910-1930-х годов, запечатлевшие детские сады, детские очаги и игральные комнаты при заводах и фабриках, обеды в детских столовых.
Насущной задачей оставалась борьба с детской беспризорностью. С 1924 года активно работало общество «Друг детей», направлявшее беспризорников в детские дома и интернаты, или возвращавшее их родителям и родственникам. Одним из самых известных педагогов по работе с «трудными» детьми в Петрограде был В. Н. Сорока-Росинский. В 1920–1925 годах он возглавлял «Школу-коммуну им. Ф. М. Достоевского» (ШКИД) для трудно воспитуемых детей, известную многим по кинофильму «Республика ШКИД» (1966). Плакат к фильму можно увидеть на выставке.
Отдельный раздел экспозиции посвящен «детям, лишенным детства» — поколению детей-блокадников. В годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде оставалось около 500 тысяч детей. Голодные, истощенные, они помогали тушить на крышах «зажигалки», разбирать завалы во дворах, очищать город от снега, ухаживали за ранеными, участвовали в изготовлении оружия и боеприпасов. И продолжали учиться в школе. На выставке представлены пронзительные свидетельства горя и страданий, которые пришлось пережить маленьким ленинградцам: копии знаменитых дневниковых записей Тани Савичевой, записки ленинградского школьника Гарри Эзопа, умершего в блокаду, а также три письма отцу на фронт Юры Рождественского, без вести пропавшего в блокадном городе.
Медалью «За оборону Ленинграда» были награждены 15 249 детей, сотни юных удостоены орденов, многие из них посмертно. На экспозиции можно увидеть Орден Отечественной войны I степени, орденскую книжку партизанки-разведчицы Ларисы Михеенко, погибшей 4 ноября 1943 года при выполнении боевого задания и награжденной посмертно. А также пионерский галстук со значком и форменную пионерскую пилотку, принадлежавшие другой юной партизанке Юте Бондаровской, и галстук пионера-героя Маркса Кротова.
Послевоенные годы и последующие десятилетия проходили под лозунгом «Всё лучшее — детям!». Главным достижением стало общедоступное дошкольное и школьное воспитание и образование советских детей.
В яслях и детских садах малышей обучали правильному произношению, расширению словарного запаса и связной речи, занимались музыкальным воспитанием, большое внимание уделялось физическому воспитанию и закаливанию. Об этом напоминают фотографии творческих и спортивных занятий, детских утренников, прогулок в детских садах.
Отдельный раздел посвящен советской школе. Здесь можно увидеть тетради, учебники, письменные принадлежности, школьную форму для мальчиков и девочек, школьные парты, приборы для лабораторной работы и многое другое.
Школьную жизнь времен СССР невозможно представить без октябрят, пионеров, комсомольцев. В экспозиции демонстрируются октябрятские, пионерские и комсомольские значки, пионерская атрибутика – горны, барабаны, галстуки, пионерская форма.
О проблемах воспитания в сатирической форме рассказывают плакаты «Боевого карандаша».
Фотографии и афиши выпускных вечеров, в том числе главного праздника ленинградских школьников – «Алые паруса», впервые проведенного в 1968 году – многих заставят с улыбкой вспомнить свои школьные годы, пору теплых летних прогулок и бессонных белых ночей, наполненных юношескими стремлениями и мечтами о будущем.
Досуг юных ленинградцев занимали многочисленные кружки и спортивные секции, занятия самодеятельностью при детских садах и школах. Летние пионерские лагеря стали неотъемлемой частью жизни каждого советского школьника.
Ребят вовлекали в масштабные мероприятия, тысячи детей участвовали в олимпиадах и научно-технических выставках, посещали дома пионеров, станции юных техников, натуралистов, мечтали стать летчиками, машинистами, космонавтами. В 1948-м для юных ленинградцев была открыта Малая Октябрьская детская железная дорога, сыгравшая важную роль в профориентации школьников. Многочисленные фотографии запечатлели эти яркие события из жизни ленинградских детей и подростков.
Целый ряд экспонатов — игрушки, книги, настольные игры, наборы для конструирования, спортивный инвентарь, граммофонные пластинки и другие товары, знакомые многим из нас по походам в универмаг «Детский мир»— дают представление о детских играх и развлечениях советской поры.
В СССР не экономили на детском кинематографе, известные режиссеры снимали фильмы, в которых играли звезды кино. Театры радовали детей новыми спектаклями. На выставке представлены пригласительные билеты и афиши утренников, кинопоказов, театральных постановок для детей и подростков: плакат Ленинградского театра музыкальной комедии к спектаклю «Приключения Тома Сойера» (1971), афиша Ленинградского государственного Большого театра кукол к спектаклю «Золушка» (1968), афиши к фильму «Сто дней после детства» («Мосфильм», 1975), к кинофильму «Чужие письма» («Ленфильм», 1976), многочисленные афиши с репертуаром ленинградских кинотеатров на дни новогодних каникул.
Тема детства присутствовала в творчестве многих архитекторов. На экспозиции представлены проекты школ, детских садов, детских площадок, пионерских лагерей, санаториев, а также образцы мебели для детской комнаты «Комбайн» (1970-е) и мебели для детского кафе (1976).
Поколение детей, родившихся в конце 1970-х – начале 1980-х годов, взрослело в «годы перемен». Жизнь подростков «перестройки» красноречиво представлена городской репортажной фотографией Китаева А.А., Усова А.В., Компанийченко С.А. и других.

Материалы из архива: