Сергей Романович.
Государственный музей «Царскосельская коллекция» открывает в Большом и Графическом выставочных залах уникальную выставку известного московского художника ХХ столетия – Сергея Романовича.
Сергей Михайлович Романович (1894 – 1968) – художник, сумевший определить и сохранить самые важные традиции живописи в то время, когда индивидуальный мир художника, как и его новаторский подход, вынужден был оставаться скрытым и создавался параллельно официальному искусству.
Его мировоззрение отражалось в темах, имеющих отношение к традициям Античности и миру Евангелия, составляя собственное их прочтение. Особенно важна для него была непрерывность и преемственность традиций классической культуры. Искусство было для него мостом между двумя мирами, человеческим и надчеловеческим. Каждое произведение, в котором высказана правда о человеке, он считал произведением о Христе. Реализмом художника для него была отзывчивость на жизнь космоса, сопричастность к тайне мироздания.
Сергей Романович учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества у П. Кузнецова, К. Коровина, Л. Пастернака. Еще в юности познакомившись с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, он поддерживал с ними общение всю жизнь. В 1921 г. вместе с В. Чекрыгиным, Н. Чернышёвым, Л. Жегиным, К. Зефировым, П. Фаворским создал объединение «Маковец». Осью их творческого сообщества, после разнообразия формальных поисков 1910-х гг., стали примиряющее духовное начало, внутренний художественный мир, обращенный к Вечному порядку.
С начала 20-х гг. преподавал в воронежском отделении Вхутемаса – первом высшем художественном заведении Воронежа.
С середины 30-х работал в Монументальной мастерской при Академии архитектуры, созданной Л. Бруни и В. Фаворским – уникальном художественном объединении того времени, сумевшем сочетать принципы нового искусства с монументальным социалистическим строительством.
Романович обладал и живописным даром, и даром слова. Не только способностью создавать искусство, но и выражать свой метод теоретически. Его статьи о самой природе живописи и работы о Ван Гоге, Делакруа, Николае Ге, составляют отдельную часть его наследия.