Брейгели. Продолжение династии.

Питер Брейгель Младший. Добрый пастырь. Около 1616. Дерево, масло. 40,2 х 54,5 см.
Ян Брейгель Старший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. Ок 1600. Медь, масло. 17,2 х 23 см.
Питер Брейгель Младший. Бобовый король. 1620. Дерево, масло. 73,7 х 106 см.
Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз.
Дата и время мероприятия: 
с среда, 25 мая, 2022 (Весь день) по воскресенье, 28 августа, 2022 (Весь день)
Адрес: 
Университетская наб., д. 15
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Большом зале Дворца Меншикова открывается выставка «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз».
На экспозиции представлены 28 живописных произведений выдающихся фламандских мастеров XVI – XVII веков. Картины принадлежат одному из наиболее крупных частных собраний в России, основу которого составляют произведения прославленных продолжателей традиции Питера Брейгеля Старшего. На выставке можно увидеть работы младшего поколения знаменитой семьи – его сыновей Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего; внука, Яна Брейгеля Младшего, и правнука – Яна ван Кесселя Старшего.
«Эрмитаж представляет два феномена – знаменитую семейную коллекцию, известную целенаправленностью осмысленного собирательства и – семейную живописную школу, оригинально сочетающую разнообразие и единство в творчестве нескольких поколений. Напомню, что недавно мы торжественно выставляли реставрированную «Проповедь Иоанна Крестителя» – реплику Питера Брейгеля Младшего с картины Старшего», – отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Эти художники не перестают вызывать живой и неподдельный интерес среди современных коллекционеров и широкой зрительской аудитории. Искусствоведы называют это явление в художественной жизни Фландрии «феноменом Брейгелей». Произведения родоначальника династии, великого Питера Брейгеля Старшего, получившего от соотечественников прозвище Мужицкий Брейгель, а также двух его сыновей – Питера Младшего (по недоразумению, связанному с ошибочной атрибуцией ему чужих работ, прозванного Адским) и Яна Старшего (прозванного Бархатным) – и трех внуков, взятые вместе образуют уникальное явление в истории западноевропейского искусства.
После смерти Мужицкого Брейгеля, ушедшего из жизни в сравнительно молодом возрасте, его потомки выступили талантливыми продолжателями и умелыми популяризаторами брейгелевской традиции во фламандской живописи XVII столетия. Однако очевидно, что братья Брейгели – Питер Младший и Ян Старший – обладали разными творческими индивидуальностями. При кажущемся внешнем типологическом сходстве и общем первоисточнике они создавали произведения, диаметрально противоположные по художественной направленности и смысловой нагрузке.
У Питера Брейгеля Младшего и его мастерской это запоминающиеся и назидательные образцы массовой культуры, адресованные широкой зрительской аудитории. У Яна Брейгеля Бархатного и его сына Яна Младшего – тонко исполненные камерные пейзажи, натюрморты, картины на сюжеты из священной истории и древней мифологии, а также «ученые» аллегории, столь высоко ценимые современными и последующими поколениями знатоков рафинированно-элитарной «кабинетной» живописи.
Центральное место на выставке занимает произведение Питера Брейгеля Младшего «Добрый пастырь». Благодаря высокому качеству живописи этот шедевр исследователи долгое время приписывали кисти самого Питера Брейгеля Мужицкого. Следуя несохранившемуся оригиналу отца, Брейгель Младший представляет совершенно уникальную интерпретацию сюжета, не имеющую аналогий в мировом искусстве. Мастер отходит от традиционной иконографии, представляющей Христа в образе Доброго пастыря, держащего на руках агнца – символа человечества.
Одной из наиболее значительных картин Питера Брейгеля Младшего, также представленных в зале, является произведение «Бобовый король» («Король пьет!»), в котором художник демонстрирует свою чрезвычайную изобретательность и мастерство в изображении жанровых мизансцен.
Важное место в экспозиции занимают произведения на темы нидерландских пословиц. Среди них картина «Богач и льстецы», иллюстрирующая мораль пословицы о толпе льстецов вокруг состоятельного человека, относящаяся к числу наиболее ранних образцов живописи Питера Брейгеля Младшего.
В произведениях Брейгелей воплощены сентенции человеческой мудрости, возникшие в глубокой древности, но вечно живые. В их творениях присутствует «мужицкий» юмор в сочетании с трагической иронией. Брейгели часто обращались к притчам, иносказаниям, предлагая зрителю поучение и назидание. Они многое оставили без объяснений, призывая зрителя к размышлениям об истинах веры и тайнах Царствия Божьего – земного и небесного.
Шедевры живописи, созданные прославленной династией Брейгелей, на выставке дополнены рядом произведений их современников, работавших в разных жанрах, среди которых – Себастьян Вранкс, Ян ван Кессель Старший, Иосе де Момпер и Франс II Франкен.
Состав и концепция выставки предоставляют исключительную возможность проследить эволюцию и судьбу брейгелевской традиции в искусстве Фландрии на протяжении всего XVII столетия. Показанные произведения позволяют заметно расширить существующие представления о феномене Младших Брейгелей и творческом облике их современников.

Владельцы коллекции: Валерия и Константин Мауергауз.
Куратор коллекции: Екатерина Долгова.
Кураторы выставки: Вадим Садков – доктор искусствоведения, профессор, автор идеи;Алиса Мезенцева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, заведующий – Сергей Андросов.
К выставке издан научный иллюстрированный каталог «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз», автор-составитель – В. А. Садков. Он включает статьи и описания экспонатов, подготовленные научными сотрудниками Государственного Эрмитажа – С. О. Андросовым («У истоков собирательства фламандской живописи в России») и А. А. Мезенцевой («“Зимний пейзаж” Питера Брейгеля Старшего и его интерпретация в контексте брейгелевской традиции»).

Материалы из архива: