Гравер короля.

Даты проведения: 
с 5 сентября 2017 по 18 ноября 2017
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа представлена выставка «Георг Фридрих Шмидт (1712-1775). Гравер короля», посвященная творчеству одного из самых значимых художников-графиков XVIII века.
Для этой первой выставки мастера в Эрмитаже было отобрано около 70 листов, отличающихся высоким качеством гравировального искусства, зрелищностью, отражающих широту творческого диапазона художника и позволяющих акцентировать внимание на самой яркой и значительной части наследия Шмидта, прославившей его имя, – на гравированных портретах. Эрмитажная коллекция располагает лучшими их образцами, в числе которых и те, что на сегодняшний день числятся абсолютными раритетами. За исключением нескольких листов, все гравюры в составе данной выставки экспонируются впервые.

Георг Фридрих Шмидт − выдающаяся фигура в истории европейской гравюры трех стран – Германии, Франции и России, оставивший в каждой из них заметный след.
Шмидт родился в 1712 году, в Берлине, в семье суконщика. В совсем юном возрасте получил разрешение посещать занятия по рисунку при Берлинской академии искусств, изучал и копировал лучшие образцы гравировального искусства.
В 1737 году Шмидт, имея рекомендательное письмо от самого значительного художника прусского двора Антуана Пэна к его другу, советнику Королевской академии живописи и скульптуры Никола Ланкре, отправился в Париж. Оценив по достоинству берлинские работы Шмидта, исполненные с очевидным мастерством, Ланкре рекомендовал его искусному граверу и замечательному мастеру портрета Никола де Лармессену (1684–1755), даже не как ученика, но в качестве помощника или сотрудника.
За относительно небольшое время Георг Фридрих Шмидт в совершенстве постиг технические приемы французской гравировальной школы, которую принял для себя как некий канон. Свидетельством тому стал показанный на выставке портрет молдавского господаря Константина Маврокордата (Скарлатти) по оригиналу Жана Этьена Лиотара.
Парижская публика успела оценить искусство Георга Шмидта по гравированным изображениям короля Пруссии Фридриха II, Иоганна Бернулли, регента медицинского факультета в университете Парижа и консультанта короля Жана Батиста Сильвы, архиепископа Шарля де Сент-Обена, признав его одним из лучших мастеров гравюры.
В 1739 году по предложению ректора Королевской академии, едва ли не самого прославленного тогда живописца Гиацинта Риго (1659–1743), Шмидт переводит в гравюру написанный им портрет еще здравствующего племянника знаменитого маршала де Тюренна, графа д’Эврё.
Гравюра имела огромный резонанс в среде художников, советовавших представить ее в Королевскую академию, что явилось исключительно важным событием, определившим по существу начало успешной творческой судьбы художника.
В 1742 году за гравированный портрет Пьера Миньяра, выполненный по живописному оригиналу Риго, Шмидт был принят в члены французской Королевской академии живописи и скульптуры. В ряду многочисленных гравированных портретов Миньяра этот, исполненный мастером, считается лучшим и именно им иллюстрируется большинство посвященных живописцу публикаций.
В 1744 году прусский король Фридрих II призвал Георга Фридриха Шмидта к себе в качестве придворного гравера. Художника хорошо приняли при дворе. Он много работал и создал здесь ряд выдающихся портретов.
В 1757 году, с согласия короля (хотя шла война между Пруссией и Россией) Шмидт отправился в Петербург, куда был приглашен по контракту на пять лет для преподавания в гравировальном классе при Академии наук. Среди замечательных произведений, выполненных в петербургский период, − портреты графа Воронцова, графа Разумовского, графа Эстергази, графа П.И. Шувалова и, конечно знаменитый портрет императрицы Елизаветы Петровны с работы Токе. В 1765 году, уже после отъезда Шмидта в Берлин в 1762 году, вновь учрежденная в Петербурге Академия художеств избрала его в число своих первых почетных членов.
Пятилетнее пребывание мастера в Петербурге имело большое влияние на художественное образование русских гравёров того времени. Среди наиболее талантливых русских учеников были Я. Васильев, Е. Виноградов, Ал. Греков и необычайно одаренный Е. Чемесов.
В Берлине Шмидт продолжал работать также много и плодотворно. В это время он гравирует преимущественно не резцом, а крепкой водкой и сухой иглой в манере Рембрандта. Рембрандтом он заинтересовался в XVIII веке одним из первых и создал ряд прекрасных офортов с его картин, в которых более, чем кто-либо другой, приблизился к офортам великого голландца.
Шмидт обладал отменным даром рисовальщика. О его мастерстве в этом качестве можно судить, например, по портретам аббата Прево, Ж.-О. де Ламетри, П.И. Шувалова, по подготовительному рисунку сангиной к портрету М.-К. де Ла Тура 1772 года, по портрету доктора Либеркюна, выполненному в пастели в 1745 году, по портрету жены и автопортретам.

Имя Георга Фридриха Шмидта еще при жизни было окружено славой, а работы, снискавшие всеобщее признание, активно коллекционировались как русскими, так и иностранными собирателями.
«Искуснейшее из искусств» – гравюра, как важная часть европейской изобразительной культуры, вероятно, навсегда ушедшая в прошлое вместе с ее чрезвычайно трудоемкой техникой, виртуозным мастерством и утонченной эстетикой, сегодня способна поражать зрителя в гораздо большей мере, нежели во времена ее популярности.
Тонкие ценители коллекционировали их наряду с оригинальной гравюрой как абсолютно равноценные произведения. Благодаря тиражным возможностям эстампа широкую известность обретали как сами произведения живописи и имена их создателей, так и имена граверов, умноживших эти творения посредством своего искусства.
Куратор выставки: Ниёле Казимировна Масюлионите, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: