Выставка «Образы природы».

Предметы из Охотничьего сервиза: дополнения к основному составу 1766–1768 годов, изготовленному на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в Саксонии. Тарелка десертная 1770-е – 1790-е гг. Фарфор; роспись надглазурная, позолота
Пласт «Охотники в лесу» 1847 по живописному оригиналу неизвестного художника круга Д. Винкбонса (начало XVII века). Роспись Т.К. Семенова Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Ваза в форме тыквы 1896 Фарфор; лепка, цветная глазурь, люстр, роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение
Скульптура «Борзая» 1910 (модель); 1911 (роспись) Автор оригинала Н. Либерих (1874), формовщик П.В. Шмаков, роспись В. Петрова (?) Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Скульптура «Тигр лежащий» 1958 Модель Б.Я. Воробьева, роспись Н.М. Павловой Фарфор; роспись подглазурная полихромная
Скульптура «Зебренок» 1968 Модель П.П. Веселова, роспись В.М. Жбанова Фарфор; роспись подглазурная полихромная
Блюдо «Заонежье» 1989 Форма А.И. Борисовой, роспись Т.В. Афанасьевой Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота
Выставка «Образы природы в произведениях Императорского фарфорового завода XVIII – XXI веков».
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 15 августа, 2020 (Весь день) по четверг, 10 декабря, 2020 (Весь день)
Адрес: 
ул. П .Ф. Ладанова, 1
Выборг
Ленинградская область
Россия

В выставочном центре Эрмитаж-Выборг открыта экспозиция «Образы природы в произведениях Императорского фарфорового завода XVIII – XXI веков». Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод».

Четыре раздела экспозиции: «Следуя академическим урокам», «Природная стихия модерна», «Натура в фарфоре ленинградского периода», «Подсказано природой» рассказывают зрителю о том, как складывался и изменялся художественный образ природы в искусстве фарфора. В составе выставки более 200 произведений, созданных на Императорском фарфоровом заводе с момента его основания в 1744 году до наших дней.

Фарфор как художественное явление в XVIII – XIX веках развивался в рамках стилей «большого искусства» ‒ архитектуры, живописи, скульптуры. В XVIII веке важными источниками для декорирования предметов являлись гравюры, иллюстрировавшие энциклопедии, издававшиеся в это время. Среди них особое место занимали листы известного французского художника, натуралиста-орнитолога Ф.-Н. Мартине. Именно они были использованы для создания росписей на предметах из Собственного десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны (1750-1760 гг.). Фарфоровые тарелки с ажурными бортами, чайник с крышкой, бутылочная передача, кашпо, ваза изображением птиц являются самыми ранними экспонатами, представленными на выставке.

К времени правления Екатерины Великой относится сервизный ансамбль стиля рококо – Охотничий сервиз, заказанный на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в декабре 1766 года императрицей Екатериной II и подаренный графу Г. Г. Орлову. Каждый предмет украшен сценами охоты или же изображениями диких животных на фоне романтического пейзажа.

Особым характером отличались работы французского художника Ж.-Ф. Свебаха, приглашенного в конце 1815 года в Россию на Императорский фарфоровый завод. Для декорирования предметов он использовал сюжеты собственного сочинения, как правило, пейзажного характера, что наделяло их свободой воображения, ощущением легкости рисунка и мазка. На выставке демонстрируются парные вазы «Охота» (1815–1820) Ж.-Ф. Свебаха с фигурами охотников, располагающихся на отдых или продолжающих верховую прогулку.

Развитие пейзажной живописи в правление императора Николая I шло исключительно по пути копирования картин на фарфоровые пласты и вазы. На выставке можно увидеть парадную фарфоровую вазу с росписью «Болото» (1828), исполненную по одноименной картине Якоба ван Рейсдала (1660-е); фарфоровые пласты: «Ферма» (1847) по живописному оригиналу Паулюса Поттера (1649), «Опушка леса (Бегство в Египет)» (1847) по живописному оригиналу Яна Брейгеля Старшего (1610). Характерным примером стиля «нового рококо» служит Ваза с лепным декором и фигурами птиц, созданная мастерами Императорского фарфорового завода в 1840–1850-е годы.

К 1860-м годам относятся экспонаты из скульптурной серии, известной по документам как «Коллекция известнейших животных», для ее создания мастера завода вновь обратились к научным атласам и энциклопедиям. Фигуры исполнены в масштабе 1:30, их можно рассматривать как своеобразный атлас животного мира в формате 3-D.

Эпоха модерна занимает совершенно особое место в истории фарфора. На рубеже XIX – XX веков стиль модерн в значительной степени перевернул иерархию видов искусства, положив в основу своего языка декоративную линию орнамента.

Ко времени правления императора Александра III относится освоение на Императорском фарфоровом заводе новых видов декорирования – цветные глазури и подглазурная живопись. По инициативе руководства Императорских заводов в первой половине 1890-х годов в Россию были приглашены художники знаменитой новыми технологиями Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры – К. Ф. Лиисберг и К.Л. Мортенсен, специализировавшиеся на пейзажной живописи. На выставке представлены первые произведения, исполненные в 1892 году «по датскому способу» ‒ Ваза с изображением камышей, цапли и бабочки; Ваза с изображением попугая; Блюдо с изображением аиста. Почти на два десятилетия подглазурная живопись на фарфоре стала важнейшей для Императорских заводов. Образы природы – пейзаж, флора и фауна – стали основными сюжетами для декорирования фарфоровых изделий. В 1900-е годы руководитель скульптурного отделения Императорских заводов художник-скульптор Август Тимус (1865-1943) работал над созданием необычных растительных и зооморфных форм для ваз, в частности вазы «Аисты» (1903), тулово которой состоит из трех прижавшихся друг к другу птиц.

После революции 1917 года лирика пейзажа уходит на второй план. Время монументальных строек вызвало появление производственных пейзажей, а образы живой природы ярче всего проявились в сказочной трактовке, как, например, в фигурах шахмат «Звери Севера и Юга» (скульптор З.О. Кульбах) или росписи вазы «Морское дно» (автор росписи В.П. Фрезе).

В 1930-е годы на заводе работают талантливые скульпторы, проявлявшие особый интерес к анималистической теме – И.И. Ризнич (1908-1999), В.И. Блохин (1916–1972), Б.Я. Воробьев (1911-1990).

Во второй половине 1940-х годов завод исполнял фигуры по моделям выдающегося скульптора-анималиста В. А. Ватагина (1883-1969) (скульптуры «Кречет», «Заяц»).

Преданность любимому анималистическому жанру ‒ характерная черта, отличающая творчество знаменитых мастеров Ленинградского фарфорового завода XX столетия, – Ивана Ризнича (1908-1999) и Бориса Воробьева (1911-1990). В экспозиции представлены, в числе прочих, знаменитые работы Б.Я. Воробьева – «Тигр лежащий» и «Пантера» («Ярость»).

На выставке можно увидеть подглазурные пейзажи Виктора Жбанова (1920-1988) ‒вазы «Стройные березы» (1978), «Зимнее утро» (1985), блюдо «Времена года. Ранняя весна» (1982), а также произведения одного из ведущих скульпторов-анималистов ленинградского завода второй половины XX века Павла Веселова (1926–1994).

Пейзаж и анималистика остаются излюбленными темами художников и скульпторов. На выставке во всем многообразии представлены работы современных мастеров русского фарфора: Нелли Петровой, Татьяны Афанасьевой, Галины Шуляк, Галины Белаш, Нины Троицкой, Анны Трофимовой и других.

Экспозицию дополняют рисунки и эскизы к фарфоровым произведениям.

Куратор выставки Ольга Борисовна Баранова, старший научный сотрудник Отдела Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа (Заведующая Отделом Анна Владимировна Иванова).

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Образы природы в произведениях Императорского фарфорового завода XVIII – XXI веков» (Издательство «Славия», 2020). Авторы статей каталога научные сотрудники Государственного Эрмитажа: О.Б. Баранова («Следуя урокам академической школы», «Природная стихия модерна», «Натура в фарфоре Ленинградского периода»), И.К. Майстренко («Подсказано природой»).

Материалы из архива: